Урок 41
Тема: произношение и обозначение на письме
ударных и безударных гласных
Цели: познакомить со случаями расхождения написания и произношения безударных гласных; развивать внимание.
Выполнение упражнения 91, с. 112.
– Поставьте ударение в словах.
– Вспомните слова предыдущего урока.
– Выучим произношение новых слов: догово?р, звоня?т, катало?г, портфе?ль, шофе?р. (Проводится работа, аналогичная работе на прошлом уроке.)
III. Актуализация опорных знаний.
– Вспомните, с чем вы познакомились на предыдущем уроке.
– Какой звук называется ударным?
– Как называются остальные гласные звуки?
– Может ли меняться смысл слова от ударения?
– Поставьте знак ударения в выделенных словах.
На доске:
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор.
IV. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 92, с. 112 (по заданию).
Целесообразно записать слова в транскрипции и сравнить произношение и написание.
2. Выполнение упражнения 93 (по заданию).
Аналогичная работа.
– Что заметили? (В упражнении 92 написание и произношение не расходятся, а в упражнении 93 – расходятся.)
– Обратите внимание на ударный гласный.
– Расходится или совпадает произношение ударных гласных звуков с их обозначением на письме?
– Сделайте вывод.
– Подтвердите свой вывод, прочитав сообщение Грамматика (с. 112).
3. Выполнение упражнения 94, с. 113 (по заданиям, приведенным в учебнике).
Запишите: сосна?.
4. Выполнение упражнения 95, с. 114 (аналогичная работа).
Запишите: мячи?.
– Прочтите правило Грамматика. Приведите примеры слов к этому правилу.
Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 96, с. 115.
– Что нового узнали?