Урок 33
Тема: произношение и написание слов с
сочетаниями чу-щу
Цели: активизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями чу-щу; отработать умение правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща.
I. Актуализация опорных знаний.
– Прочитать стихотворение (записано на доске). Какие слоги надо вставить на месте пропусков?
На дорогах лу…цы,
На асфальте ро…цы,
За окном кри…т гал…та,
Под крыльцом пи…т котята,
В бочке плещутся …рята,
В клетках прыгают кроль…та,
А у дерева в ти…
Е…ха к ё…ку спе…т.
– Что можете рассказать о правописании этих слогов?
– О каких сочетаниях мы еще не говорили?
– Потренируемся красиво писать сочетания чу-щу.
Выполнение упражнения 50, с. 90.
III. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 51, с. 90.
– Отправляемся на рыбалку. Прочитайте слова.
– Какие предложения можно составить из этих слов?
– Есть ли в ваших предложениях слова с сочетаниями чу или щу?
– Запишите эти предложения.
· Работа по иллюстрации.
– На кого охотится щука? (На леща.)
– Опишите щуку, лещей.
– Составьте предложение со словом лещ.
– Докажите, что вы составили предложение.
2. Выполнение упражнения 52, с. 91.
– Какие буквы вы написали бы на месте пропусков? Почему?
– Запишите: I вариант – слова с сочетанием чу, а II вариант – с сочетанием щу.
Взаимопроверка.
Выполнение упражнения 53, с. 91 (по заданию).
– В этих стихотворениях 13 слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
– Постарайтесь их запомнить.
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут.
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
– Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
(Можно задание организовать по группам: 1-й ряд запоминает слова с сочетаниями жи-ши, 2-й ряд – ча-ща, 3-й ряд – чу-щу.)
– Как вы думаете, почему нужно знать правило написания слов с сочетаниями?
– Как пишутся сочетания?