Урок № 22 |
Срок проведения: январь – февраль |
Число: |
||
ТЕМА УРОКА: Жизнь и инструментальное творчество Махамбета, «Кайран Нарын». ПОДТЕМА: Старинные казахские инструменты. Своеобразие тембров казахских народных инструментов. |
||||
ЦЕЛЬ УРОКА: Рассказать о музыке, посвящённой освободительной борьбе |
||||
ТИП УРОКА: Урок погружения в тему. |
||||
ЗАДАЧИ: Воспитательная: 1.Воспитывать уважение к борцам прошлого. 2.Воспитывать интерес к истории народа. Образовательная: 1.Рассказать о восстании Исатая Тайманова, о его любви к своей Родине. 2.Послушать тембр домбры и тембр классических инструментов, сравнить Обучающая: 1.Учить исполнять разнохарактерные песни на казахском языке. 2.Продолжить вокально-хоровую работу |
||||
Оборудование: 1.портреты композиторов 2.учебник 3.фонохрестоматия 4.фортепиано 5.фонограмма к песне «Елiм – ай»
|
Методы музыкального обучения: 1.наблюдения за музыкой. 2.музыкальной импровизации 3.эмоциональной драматургии. 4. забегание вперёд. 5.сравнения. 6.обобщения. |
|||
СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА
|
Музыкальный материал: 1.Курмангазы «Кишкентай» с.27 –слушанье, беседа о восстании. 2.Махамбет «Кайран Нарын»- слушанье, беседа о родной земле поэта 3.«Ак сиса» – повторение с.111 4.«Елiм – ай» с.69 – повторение. 5.Слушанье примеров звучания жетыгена, кобыза, шертера, беседа о тембрах. Сорос. Диск № 1 6.Бетховен Эгмонт»- слушанье, беседа о тембрах, пример музыки, рассказывающей об освободительной борьбе Нидерландов. Художественный материал: Беседа о восстании, стихи Утемисова. |
|||
Сведения к уроку: Махамбет Утемисов (1804 — 1846) родился в Уральской области в Урдинском районе. С детства он овладевает арабской и русской грамотой. С молодых лет Махамбет находится в ставке хана Джангира, будучи воспитателем сына хана. Очень скоро Махамбет выделяется своей мудростью, красноречием и поэтическим талантом. Он становится певцом народного восстания. Свой кюй «Кайран Нарын» Махамбет посвятил родным местам. В этом произведении не только передаются чувства сожаления об утрате, но и звучит справедливый гнев против угнетателей народа. Кюй исполняется в быстром темпе, энергично. Восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836-1838.Очаг восстания Букеевская орда (междуречье р. Урал и р. Волга) Причины восстания: Почти вся земля в руках феодалов, поборы с населения. Исатай пытался привлечь хана на свою сторону, против чиновников. Сражение повстанцев с царскими карательными отрядами, борьба против царизма, но восстание потерпело неудачу. В июле 1838 года, в битве с войсками, погиб Исатай, а в 1846 году был убит и поэт Махамбет. Вывод: народное антифеодальное восстание, крупнейшее в истории Букеевской орды. |
||||
ЭТАПЫ УРОКА: 1.Организационный момент. 2.Повторение пройденного, исполнение песни «Елiм – ай» 3.Беседа о восстании и жизни Махамбета и Исатая. 4.Слушанье кюя «Кайран Нарын» 5.Слушанье музыки Бетховена, беседа об инструментах 6.Беседа о тембрах инструментов, слушанье примеров звучания. 7. «Ак сиса» – исполнение 8.Обобщение. 9.Домашнее задание. |
||||
ЗНАНИЯ: Знать историю восстания и роль Исатая и Махамбета в нём. УМЕНИЯ: Уметь узнавать тембры звучания различных инструментов НАВЫКИ: Уметь исполнять разнохарактерные песни на казахском языке. |
||||
Домашнее задание: нарисовать рисунок к песне «Ак сиса» с.30 правила учить. |