Урок № 1 |
Срок проведения: сентябрь |
Число: |
|
Вводный урок года. Знакомство с классом.
ТЕМА УРОКА: Цыплёнок – Балапан и его друзья. Легенда о Птице-Музыке.
ПОДТЕМА: Шумовые и музыкальные звуки. |
|||
ЦЕЛЬ УРОКА: Заинтересовать ребят новым учебным предметом, познакомиться с классом. |
|||
ТИП УРОКА: Урок введения в тему четверти. |
|||
ЗАДАЧИ: Образовательные: 1.Заинтересовать учебным процессом, новым предметом. 2. Рассказать легенды о музыке 3.Разучить песню с простейшими вокально-хоровыми навыками. 4.Дать понятие звуки шумовые и музыкальные. Воспитательные: 1.Познакомить со сказочными героями учебника и их характерами. Развивающие: 1.Выявить вокальные возможности класса. 2.Развивать умение говорить и петь не стесняясь. |
|||
Оборудование: 1.учебник с.4-5 2.фонограмма 3.звукозапись к песне 4.проигрыватель 5.фортепиано 6.магнитофон |
Методы музыкального обучения: 1.эмоциональной драматургии 2.сравнения 3.обобщения 4.музыкальной сказки 5.размышления о музыке
|
||
СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА |
1.Кабалевский «Школьные годы» – вход и выход под музыку. 2. «Добрый день» – попевка, исполнение учителем 3.«Легенда о Птице – Музыке» – рассказ на фоне музыки /с использованием динамических эффектов p, f /, беседа о звуках шумовых и музыкальных. 4.Кабалевский «Песня о школе»- 1,2 куплет- разучивание 5.Рассказ о цыплёнке Балапане – знакомство с учебником, беседа 6.Примеры «трёх жанров в музыке» – слушанье, музыкально-ритмические движения. 7.Курмангазы «Сары Арка» – слушанье, беседа о характере музыки. |
||
ЭТАПЫ УРОКА: 1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки. 2.Беседа о новом предмете, знакомство с классом. 3.Легенда о музыке – рассказ на фоне музыки 4. Разучивание «Песни о школе» 5.Рассказ о героях учебника, знакомство с учебником. 6.Слушанье примеров разных жанров в музыке, музыкально-ритмические движения. 6.Слушанье кюя «Сары Арка» 8.Обобщение. 9.Домашнее задание. |
|||
ЗНАНИЯ: Знать легенду о «Птице- Музыке» УМЕНИЯ: Уметь рассуждать вслух, вести себя свободно, определять характер музыки. НАВЫКИ: Простейшие навыки пения, дыхания, ритмических движений под музыку. |
|||
Домашнее задание: Нарисовать рисунок к легенде, приготовить к следующему уроку тетрадь – альбом и цветные карандаши.
|
|||
Дополнение для учителя: Говорят на свете есть такая волшебная птица – Птица-Музыка. И пролетала однажды над Землей эта птица. Летела она высоко-высоко в небе, а иногда опускалась ниже к Земле, и снова взлетала вверх. И там, где Птица-Музыка опускалась ниже, люди становились другими: они начинали петь песни, создавать музыкальные инструменты и играть на них. От музыки люди становились добрее, приветливее, радостнее. Они пели работая и отдыхая, они здоровались и прощались с песней, они дарили друг другу музыку в подарок… Над землей Казахстана, рассказывали старые люди, Птица-Музыка пролетела особенно низко, и поэтому на нашей земле появилось очень много музыкально одарённых людей: певцов, композиторов, музыкантов. И очень много красивых песен и кюев. – А где же теперь эта волшебная птица? – спросил Балапан.- Я тоже хочу с ней встретиться и стать музыкальным. Хочу научиться петь красивые песни, а, может, даже и сочинять музыку. – Птица-Музыка не так уж далеко. Она в волшебной стране, которая называется Страной Звуков. А Птица-Музыка — повелительница этой страны. Но чтобы встретиться с ней, нужно отправиться в Страну Звуков, пройти ее всю, познакомиться и подружиться с ее обитателями. И тогда они покажут тебе дорогу к своей повелительнице,- такой ответ получил цыпленок. – Я обязательно отправлюсь в путешествие по Стране Звуков и обязательно встречусь с этой необыкновенной Птицей-Музыкой,- сказал решительно маленький Балапан». А чтобы маленькому цыпленку не было так скучно и трудно путешествовать одному по большой и неведомой стране, давайте отправимся в путешествие вместе с ним. Найдем вместе с Балапаном эту волшебную Птицу-Музыку – повелительницу Страны Звуков. А для того, чтобы попасть в Страну Звуков, не нужно садиться в поезд или в самолет. Нужно просто оглядеться вокруг и внимательно прислушаться… Что вы слышите? Вот ребята на качелях качаются. качели легонько поскрипывают. А вот автомобиль заехал во двор, затормозил. Зашуршали шины автомобиля, раздался гудок. А вот одна девочка-плакса так сильно расплакалась, что под ногами у нее образовалась лужа и слезы в нее так и капают, кап, кап, кап… Кстати, эта девочка так часто плакала, что ее даже прозвали Капелькой – Тамшы. А вон по телевизору показывают какую-то важную тетеньку — она что-то поет, широко раскрывая рот…». «…И вдруг что-то вокруг незаметно изменилось. Все затихло, и цыпленок услышал совсем другие, совсем необычные и необыкновенно красивые звуки». (Звучит мелодия «Бразильской Бахианы» В.Лобоса ). «Сквозь волшебные звуки раздался голос. Это был голос самой Птицы-Музыки: -Ты хочешь встретиться со мной, маленький Балапан? Ты хочешь попасть в мою волшебную Страну Звуков? Ну что ж, отправляйся в путешествие. Только запомни — это будет долгое и, может быть, трудное путешествие. Чтобы попасть в мой дворец, тебе нужно построить волшебную лесенку из семи ступенек. Это не простые ступеньки – они музыкальные. Когда ты будешь путешествовать по Стране Звуков, смотри внимательно: эти ступеньки запрятаны в разных уголках моей страны, их хранят жители Страны Звуков. И если ты подружишься с ними, они отдадут тебе эти музыкальные ступеньки, и ты сможешь построить из них волшебную лестницу в мой дворец… Музыка затихла и всё стало как прежде. Только цыпленок удивился еще больше: – Какие ступеньки и как их найти? Непонятно! Ну что ж, отправимся в путешествие, а там видно будет… Тут Балапан заметил все еще плачущую Капельку,- тихонько подошел к ней и сказал:- Не плачь. Хочешь, пойдем вместе искать волшебную Птицу-Музыку? Она живет в Стране Звуков. – Да разве она сможет попасть в волшебную страну? – вдруг сказал сидящий на качелях мальчик. Он очень любил пошалить, был непоседливым. Наверное, поэтому его прозвали Шалун-Тентек.-Она же плакса!-сказал он.- А если я попаду в волшебную страну, я ведь тоже стану волшебной девочкой. А волшебные девочки не плачут! – возразила Капелька-Тамшы. – Конечно! – сказал цыплёнок. Давайте лучше все вместе отправимся в Страну Звуков к Птице – Музыке. |