Урок № 12(2 класс)
Праздник «Сбор урожая».
Задача. Способствовать развитию физических качеств (скоростных и координационных).
Учитель заранее готовит костюм Осени (по своему усмотрению). Следует продумать оформление зала и музыкальное сопровождение.
Построение. Сообщение темы урока.
Учитель рассказывает о времени года. Это осень покрасила листья в желтые и красные цвета, это осень заставляет птиц улетать в теплые края, она поливает дождем землю. Дети дополняют рассказ учителя, вспоминают другие приметы осени. Заходит разговор о работах в поле, саду и огороде. Все дары природы надо вовремя собрать.
Можно переходить к играм. Но перед играми немного разомнемся. Выполняются ОРУ: ходьба на месте, высоко поднимая колени и цокая (как лошадь, которая везет урожай), приседания (как капуста на грядке), бег, меняя направление (как мышки), подскоки и размахивания руками (как перелетные птицы) и др.
Учитель предлагает собрать в саду яблоки и груши. Для этого класс делится на 2-4 команды. Эстафеты.
1. «Сбор яблок и груш». На расстоянии 5-7 м от каждой команды на стойке прикреплены яблоки и груши (сделанные из цветного картона, посереди не отверстие). Дети в командах стоят парами, у каждой пары по одной гимнастической палке. По сигналу учителя (поднятая вверх зеленая груша) первая пара бежит к дереву, срывает 1 яблоко и 1 грушу, вешает на гимнастическую палку и бежит к своей команде. Передает эстафету второй паре, а принесенные фрукты складывает в корзинку. Команда, собравшая урожай первой, поднимает свою корзинку. Эта команда награждается «яблоком» (1 очко).
Из сада, где урожай собран, отправляемся дальше, в огород. А что в огороде? Снова ответы детей. Загадка: «Сто одежек и все без застежек». После правильного ответа — новая игра, в которой надо одеть капусту.
2. «Капуста». По одному ученику из каждой команды (капуста) выходят и встают перед командами лицом к ребятам на расстоянии 5—7 м. Около каждой команды на стартовой линии справа лежит одежда (шорты, майки, футболки, куртки, штаны, пальто и др.) и обувь (сапоги или галоши). Дети разбирают одежду и встают в колонну (встать так, чтобы можно было надеть на капусту всю одежду и обувь). Учитель дает сигнал (поднято зеленое яблоко). И все начинают одевать капусту. Сначала бегут первые, надевают на капусту шорты, бегут обратно, передают эстафету следующим и т.д. В конце игры перед каждой командой должна стоять одетая капуста. Побеждает команда, которая свою работу выполнила быстро и красиво.
Учитель спрашивает, не напоминает ли кого-то наша капуста? Дети с восторгом узнают пугало.
3. Игра «Пугало». Пугало живет в доме. На площадку кладут гимнастический обруч или чертят круг мелом — это его дом. Остальные игроки изображают птиц, что прилетают на огород. Пугало спит, птицы щебечут, поют, близко подбираются к пугалу. Неожиданно пугало вскакивает и догоняет детей. Игра повторяется 2—3 раза. Тот, кто попался пугалу, выходит из игры. Побеждает та команда, чьих игроков меньше поймано.
4. «Сбор лука». Для этой эстафеты дети встают парами. Для каждой команды нужно по 1 ракетке для бадминтона и 1 луковице (можно использовать малые мячи). На расстоянии 5-7 м от каждой команды стоит кегля (флажок). По сигналу первая пара от каждой команды двигается приставными шагами: один держит ракетку за ручку, другой — за овальный край, на ракетке лежит луковица. Задача детей —дойти до флажка и вернуться обратно, не уронив луковицу. Далее они передают эстафету второй паре. Победитель — та команда, которая закончила эстафету первой.
5. «Тыква». Каждая команда получает по обручу и баскетбольному мячу. По сигналу учителя первые игроки катят мяч обручем до флажка и обратно, и так все по очереди. Команда-победительница награждается «яблоком» (1 очко).
6. «Сбор свеклы». На расстоянии 7-8 м от каждой команды на стуле лежит листок с арифметическими примерами (сложение и вычитание). Вместо цифр нарисованы свеклы, например три, знак «плюс» и еще одна. По сигналу первый участник бежит к стулу, решает первый пример и прибегает к команде, передавая эстафету. За ним бежит второй и т.д. Учитель оценивает не только быстроту бега, но и правильность решения примеров.
Так дети потрудились, так с делами управились, что и повеселиться можно! Кажется учителю, что дети сами стали на фрукты да овощи похожи. Попробуем проверить.
7. «Бегущие морковки». Каждый участник получает картинку, на которой нарисованы овощ, ягода и фрукт. Комплектов картинок — по числу команд. Учитель называет любые овощ и фрукт (например, лук и груша). Два участника от каждой команды выбегают вперед, берутся за руки, бегут до флажка и обратно. Побеждает команда, у которой большее число пар финишировали первыми.
Праздник подходит к концу. Подсчитываются яблоки, которые вручил учитель (судья) за победы. Команда, у которой яблок больше, выигрывает.
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока.