Уроки 82–83 «Я не плачу, я не жалуюсь, мне СЧАСТЛИВОЙ не бывать…». ранняя лирика А. Ахматовой
Цели: познакомиться с жизнью и ранним периодом творчества А. Ахматовой; проанализировать раннюю лирику поэтессы;
услышать своеобразие авторского голоса, осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии.
От странной лирики,
Где каждый шаг – секрет,
Где пропасти налево и направо,
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По-видимому, мне спасенья нет.
Ход уроков
I. Работа по теме урока.
Оформляем на доске и в тетрадях тему: «Анна Андреевна Ахматова (Горенко), 1889–1966».
1. Слово учителя.
Творчество Анны Андреевны Ахматовой – не просто высший образец «женской» поэзии. Оно являет собой исключительный, ставший возможным только в ХХ в. синтез женственности и мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности.
Ахматова – литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.
Татарское, дремучее,
Пришло из ниоткуда,
К любой беде липучее,
Само оно беда…
– О чем четверостишье?
– Современницей каких трагических событий в истории России была Ахматова?
2. Чтение автобиографии «Коротко о себе», оформление таблицы.
В нашем учебнике напечатана с небольшими сокращениями автобиография Анны Андреевны. Как рассказывает о себе Ахматова? Что необычного и привлекательного вы находите в ее жизни? Запись легче будет оформить в виде таблицы:
Дата |
События |
Источник |
Ответ на вопрос |
|
|
|
|
3. Выразительное чтение стихотворений, «защита» своего произведения (домашнее задание).
Учитель. Я предлагаю как бы перелистать страницы ахматовского альбома. задача слушателей – делать краткие заметки по имеющемуся плану, не быть безучастными, чтобы в конце прослушивания понравившихся стихов вы смогли ответить на вопрос:
– Чем очаровывали и продолжают очаровывать наших современников ранние стихи А. Ахматовой?
1) Стихотворение I группы: «Читая «Гамлета».
1
У кладби?ща направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь, –
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.
2
И как будто по ошибке
Я сказала: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестер.
1909
Эти стихи несут на себе кинематографический отпечаток.
Учащиеся демонстрируют «кадры» киноленты (рисунки, выполненные в серо-голубых тонах.)
Изменение ритма, переход от длинных строк в первой части к коротким, легким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Светлая печаль сквозит во всем стихотворении.
2) Стихотворение II группы «Песня последней встречи».
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут своей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
1911
Стихотворение названо песней, но в нем гораздо больше от новеллы.
Место действия – город.
Время действия – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность. Настроение меняется, нарастая от осознания беспомощности, безнадежности, равнодушия любимого – до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание мира живых людей – и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма: равнодушно-желтый оттенок (шепот осенний, горящие в доме свечи).
3) Стихотворение III группы «Память о солнце в сердце слабеет…».
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.
В узких каналах уже не струится –
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится, –
О, никогда!
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? тьма?
Может быть!.. За ночь прийти успеет
Зима.
1911
Учащиеся демонстрируют свое «видение» стихотворения: акварельный пейзаж «Осенняя грусть».
Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале, голые ветви ивы… Осень – конец любви, зима – конец жизни. Все в прошлом. Природа передает состояние души человеческой.
Длинные строки чередуются с короткими, подчеркивая безысходность. Создается впечатление рыдания: вечная трагедия разлуки, одиночества.
4) Стихотворение IV группы «Я научилась просто, мудро жить…».
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912
Это стихотворение похоже на письмо.
Нелегкой науке «просто, мудро жить» она (героиня) учится; учится не ждать, не связывать с приходом любимого свое возрождение – учится жить, увы, без любви. Ее новое умение сказывается на стихах – она начинает слагать «веселые стихи» о жизни, которая одновременно «тленна и прекрасна». Эта мудрость далась ей дорого: героиня пишет «веселые стихи», «когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины желто-красной». дело не только в увядании растений – дело в увядании любви.
5. Стихотворение V группы «Сероглазый король».
От первой фразы текста зависит многое: героиня Ахматовой поет славу… «безысходной боли»! Любовь в лирике Ахматовой почти всегда – несчастная; в данном стихотворении героине пришлось пережить самое страшное – смерть Сероглазого короля. О чувствах женщины мы узнаем в ее собственном пересказе. Оказалось, что даже «вечер осенний» уже пророчил недоброе – он был «душен и ал». Узнает она страшную весть от мужа: он «спокойно» сообщил о смерти короля на охоте, назвал место гибели («у старого дуба») и простодушно пожалел только королеву, поседевшую за ночь. Героиня же, оглохшая от страшной вести, только и может отчужденно и в стороне следить в тот момент за действиями мужа – «Трубку свою на камине нашел / И на работу ночную ушел». Эта «спокойная констатация» заменяет здесь описание бурных и безысходных чувств, охвативших героиню. Потрясение и остолбенение героини изображается через этот будничный жест. Хорошо, что муж ушел «на работу ночную» – а то как бы удалось героине скрыть свою боль?! Герой этого стихотворения – избранный, человек особой судьбы, тем не менее тайно связанный с героиней, чье происхождение, видимо, обычное. Смысл ее жизни и был в этой тайной любви. Узнав страшную весть, героиня приникает к самому дорогому, что осталось от короля, – к своей сероглазой дочке. Тайна их любви, конечно, будет сохранена – героиня привыкла нести с достоинством свою боль, она, слабая, умеет молчать! Говорят за нее только тополя, в их шелесте – горькая надежда: короля нет «на земле», значит, на небе он есть, значит, есть возможность новой встречи и любви.
«Защита» стихотворений заканчивается общим обменом мнениями, оценкой или взаимооценкой работы групп.
II. Итог уроков.
Слово учителя.
Вот мы и познакомились со всеми сообщениями, выслушали все точки зрения. Следующее задание непростое, поэтому вы будете выполнять его дома: дайте краткую поэтическую характеристику, творческий автопортрет Анны Ахматовой.
Домашнее задание: см. выше; индивидуальные задания.