Уроки 82–83 «Я НЕ ПЛАЧУ, Я НЕ ЖАЛУЮСЬ, МНЕ СЧАСТЛИВОЙ НЕ БЫВАТЬ…». РАННЯЯ ЛИРИКА А. АХМАТОВОЙ

0
814
window

Уроки 82–83 «Я не плачу, я не жалуюсь, мне СЧАСТЛИВОЙ не бывать…». ранняя лирика А. Ахматовой

Цели: познакомиться с жизнью и ранним периодом творчества А. Ахматовой; проанализировать раннюю лирику поэтессы;
услышать своеобразие авторского голоса, осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии.

От странной лирики,

Где каждый шаг – секрет,

Где пропасти налево и направо,

Где под ногой, как лист увядший, слава,

По-видимому, мне спасенья нет.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

Оформляем на доске и в тетрадях тему: «Анна Андреевна Ахматова (Горенко), 1889–1966».

1. Слово учителя.

Творчество Анны Андреевны Ахматовой – не просто высший образец «женской» поэзии. Оно являет собой исключительный, ставший возможным только в ХХ в. синтез женственности и мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности.

Ахматова – литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.

Татарское, дремучее,

Пришло из ниоткуда,

К любой беде липучее,

Само оно беда…

– О чем четверостишье?

– Современницей каких трагических событий в истории России была Ахматова?

2. Чтение автобиографии «Коротко о себе», оформление таблицы.

В нашем учебнике напечатана с небольшими сокращениями автобиография Анны Андреевны. Как рассказывает о себе Ахматова? Что необычного и привлекательного вы находите в ее жизни? Запись легче будет оформить в виде таблицы:

Дата

События

Источник

Ответ на вопрос

3. Выразительное чтение стихотворений, «защита» своего произведения (домашнее задание).

Учитель. Я предлагаю как бы перелистать страницы ахматовского альбома. задача слушателей – делать краткие заметки по имеющемуся плану, не быть безучастными, чтобы в конце прослушивания понравившихся стихов вы смогли ответить на вопрос:

– Чем очаровывали и продолжают очаровывать наших современников ранние стихи А. Ахматовой?

1) Стихотворение I группы: «Читая «Гамлета».

1

У кладби?ща направо пылил пустырь,

А за ним голубела река.

Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь

Или замуж за дурака…»

Принцы только такое всегда говорят,

Но я эту запомнила речь, –

Пусть струится она сто веков подряд

Горностаевой мантией с плеч.

2

И как будто по ошибке

Я сказала: «Ты…»

Озарила тень улыбки

Милые черты.

От подобных оговорок

Всякий вспыхнет взор…

Я люблю тебя, как сорок

Ласковых сестер.

1909

Эти стихи несут на себе кинематографический отпечаток.

Учащиеся демонстрируют «кадры» киноленты (рисунки, выполненные в серо-голубых тонах.)

Изменение ритма, переход от длинных строк в первой части к коротким, легким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Светлая печаль сквозит во всем стихотворении.

2) Стихотворение II группы «Песня последней встречи».

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут своей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

1911

Стихотворение названо песней, но в нем гораздо больше от новеллы.

Место действия – город.

Время действия – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность. Настроение меняется, нарастая от осознания беспомощности, безнадежности, равнодушия любимого – до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание мира живых людей – и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма: равнодушно-желтый оттенок (шепот осенний, горящие в доме свечи).

3) Стихотворение III группы «Память о солнце в сердце слабеет…».

Память о солнце в сердце слабеет.

Желтей трава.

Ветер снежинками ранними веет

Едва-едва.

В узких каналах уже не струится –

Стынет вода.

Здесь никогда ничего не случится, –

О, никогда!

Ива на небе пустом распластала

Веер сквозной.

Может быть, лучше, что я не стала

Вашей женой.

Память о солнце в сердце слабеет.

Что это? тьма?

Может быть!.. За ночь прийти успеет

Зима.

1911

Учащиеся демонстрируют свое «видение» стихотворения: акварельный пейзаж «Осенняя грусть».

Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале, голые ветви ивы… Осень – конец любви, зима – конец жизни. Все в прошлом. Природа передает состояние души человеческой.

Длинные строки чередуются с короткими, подчеркивая безысходность. Создается впечатление рыдания: вечная трагедия разлуки, одиночества.

4) Стихотворение IV группы «Я научилась просто, мудро жить…».

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

1912

Это стихотворение похоже на письмо.

Нелегкой науке «просто, мудро жить» она (героиня) учится; учится не ждать, не связывать с приходом любимого свое возрождение – учится жить, увы, без любви. Ее новое умение сказывается на стихах – она начинает слагать «веселые стихи» о жизни, которая одновременно «тленна и прекрасна». Эта мудрость далась ей дорого: героиня пишет «веселые стихи», «когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины желто-красной». дело не только в увядании растений – дело в увядании любви.

5. Стихотворение V группы «Сероглазый король».

От первой фразы текста зависит многое: героиня Ахматовой поет славу… «безысходной боли»! Любовь в лирике Ахматовой почти всегда – несчастная; в данном стихотворении героине пришлось пережить самое страшное – смерть Сероглазого короля. О чувствах женщины мы узнаем в ее собственном пересказе. Оказалось, что даже «вечер осенний» уже пророчил недоброе – он был «душен и ал». Узнает она страшную весть от мужа: он «спокойно» сообщил о смерти короля на охоте, назвал место гибели («у старого дуба») и простодушно пожалел только королеву, поседевшую за ночь. Героиня же, оглохшая от страшной вести, только и может отчужденно и в стороне следить в тот момент за действиями мужа – «Трубку свою на камине нашел / И на работу ночную ушел». Эта «спокойная констатация» заменяет здесь описание бурных и безысходных чувств, охвативших героиню. Потрясение и остолбенение героини изображается через этот будничный жест. Хорошо, что муж ушел «на работу ночную» – а то как бы удалось героине скрыть свою боль?! Герой этого стихотворения – избранный, человек особой судьбы, тем не менее тайно связанный с героиней, чье происхождение, видимо, обычное. Смысл ее жизни и был в этой тайной любви. Узнав страшную весть, героиня приникает к самому дорогому, что осталось от короля, – к своей сероглазой дочке. Тайна их любви, конечно, будет сохранена – героиня привыкла нести с достоинством свою боль, она, слабая, умеет молчать! Говорят за нее только тополя, в их шелесте – горькая надежда: короля нет «на земле», значит, на небе он есть, значит, есть возможность новой встречи и любви.

«Защита» стихотворений заканчивается общим обменом мнениями, оценкой или взаимооценкой работы групп.

II. Итог уроков.

Слово учителя.

Вот мы и познакомились со всеми сообщениями, выслушали все точки зрения. Следующее задание непростое, поэтому вы будете выполнять его дома: дайте краткую поэтическую характеристику, творческий автопортрет Анны Ахматовой.

Домашнее задание: см. выше; индивидуальные задания.