Урок 37 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА. ДВА ПОЭТИЧЕСКИХ МИРА: ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ

0
850
Казахстан

Урок 37 м. ю. лермонтов: жизнь и судьба. два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

– Почему на наших уроках Лермонтов следует, как правило, сразу же за Пушкиным?

– Как сложилась его судьба?

С жизнью и личностью Лермонтова учащиеся уже знакомились в 5–8 классах, поэтому вспоминают биографию.

– Сравните ее с судьбой Пушкина. Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?

2. Чтение и анализ стихотворений.

1) «И скучно и грустно, и некому руку подать…».

– Не кажется ли вам странным, что встречу с Лермонтовым мы начинаем со столь безысходных строк? Определите их жанр.

Да, это элегия, но – лермонтовская. Как вы отнеслись к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам, наконец – к заключительным строкам, где отчаяние, пессимизм его достигают трагического предела?

2) «Душа моя мрачна…».

Художника объясняют и его читательские, и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова – Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не самое «байроническое» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна…».

Почему в лирике Байрона – а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, – русский поэт избрал именно эту страницу? Каков жанр стихотворения? Понятна ли вам элегия Байрона – Лермонтова «Душа моя мрачна…»? Как вы встретили завершающий ее крик души: «…Я слез хочу, певец, / Иль разорвется грудь от муки»?

И вновь – возвращение к Пушкину: сопоставим его элегии с лермонтовскими. (Трагизм поэтического мира Лермонтова; безысходность одиночества как характерно лермонтовский мотив; пессимизм поэта, байроновская «мировая скорбь» в лирике Лермонтова. Испытание жизнелюбия и надежд как смысл лермонтовского «Узника»; его композиция, обратная одноименному стихотворению Пушкина; реалистический образ «тюрьмы» в противоположность романтической «темнице». Метафоричность пейзажных образов Лермонтова – символика одиночества и безответности. Элегия как жанровая форма лермонтовской лирики, прерывистость, трагическая напряженность ритмико-интонационного строя лермонтовских элегий; их диалогичность; природа как инобытие лирического «я» поэта.)

3. Работа со статьей учебника «Два поэтических мира» (с. 253–254).

4. Сопоставление стихотворений: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.

Пушкин

Лермонтов

– преображение человека в пророка;

– ясный гармоничный миф;

– богатство, разнообразие мира;

– торжество будущей и настоящей жизни

– мир отвергает пророка для службы человечеству;

– «мир страданий и слез»;

– контраст света и тени, добра и зла;

– отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей

Известный русский филолог Л. В. Пумпянский писал, противопоставляя Лермонтова Пушкину: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, он создал «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» – эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, к его поэтической мысли и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение – арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.

– Найдите в стихотворении Лермонтова «Пророк» подтверждение этих слов.

5. Работа со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове (с. 250–252) с элементами конспектирования по вопросам.

– Как Белинский характеризовал пафос лирики Лермонтова?

– Каково лирическое «я» раннего Лермонтова?

– Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?

– Как вы понимаете выражение «преемник Пушкина»?

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) подготовить рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые вам покажутся особенно интересными (вопрос 3 учебника-хрестоматии, с. 252). (Учитель должен проконтролировать, чтобы были охвачены все периоды жизни и творчества поэта.);

2) выучить одно из лирических стихотворений Лермонтова; проанализировать его;

3) индивидуальное задание: чтение и разбор стихотворения «Смерть поэта».