Урок 10 СТИХОТВОРЕНИя Г. Р. державина «властителям и судиям», «памятник»
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями «Властителям и судиям», «Памятник», стараясь воспроизвести при чтении пафос высокого негодования, торжественность и внушительность содержания этих произведений; отметить заслуги Державина перед русской литературой.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Чтение и анализ стихотворения «Властителям и судиям».
Учитель. Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость. По свидетельству самого поэта, оно было названо «якобинским». Такая характеристика выражала явную угрозу для автора. Почему?
Данное стихотворение – смелая поэтическая разработка 81-го псалма (псалом – религиозная песнь). Авторство библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду. Во время французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн.
– Подумайте, как видоизменил Державин его традиционное содержание и что позволяет нам называть это стихотворение одой?
Традиционно ода воспевала великого человека и его деяния. Ломоносов расширил тематику оды – его оды восхваляют родную землю, ее богатства, прославляют науку и тех, кто с ее помощью умножает славу родины; воспевают мир как условие плодотворной деятельности просвещенного человека. Державин через отрицание, обличение неправедных деяний «властителей и судей» утверждает общественную справедливость и правду. Сатира, разоблачение пороков правителей – новая задача оды, и в этом заслуга поэта. Однако возвышенный, торжественный язык, ораторские интонации, обобщенные образы («неправедные, злые», «невинные, бессильные», «лукавые»), гиперболизация («злодейства землю потрясают, неправда зыблет небеса») – все эти лексико-стилистические и интонационные средства характерны для классической оды.
– Каков пафос этого произведения? И что в нем тем не менее узнаваемо, что в нем державинского? (Стихотворение полно высокого негодования, эмоционально, экспрессивно, насыщено риторическими фигурами. В нем наблюдается торжественность и внушительность содержания, категоричность авторских позиций.)
– В чем же видит автор долг «властителей и судей»? (зачитать из стихотворения, с. 63.)
2. Чтение и анализ стихотворения «Памятник».
– А в чем видел свой долг Державин?
Как он осмыслил значение своей поэзии для современников, мы узнаем, прочитав стихотворение «Памятник».
Впервые стихотворение на эту тему написал римский поэт Гораций. У нас его первым перевел ломоносов под названием «Из Горация». Державин свободно использовал текст ломоносовского перевода, создавая «Памятник». Собственно, с его стихотворения и начала свою историю литературная традиция стихотворения-«памятника» (от Пушкина до Маяковского).
3. Беседа по содержанию стихотворения.
– Какова тема этого стихотворения?
– Что считает своей заслугой перед читателями Державин? Зачитайте.
– Каким видится ему памятник поэту?
II. Итог урока.
Вывод. По содержанию творчества и способам поэтического обобщения Державин – поэт-классицист (проповедовал идеи просвещенной монархии и выполнения каждым своего долга перед государством; его одам свойственны риторичность, рассудочность, ораторский пафос). Однако с неслыханной для его времени силой поэт нарушает эту художественную систему, нарушая тем самым и поэтическую систему классицизма.
Домашнее задание:
1) выучить одно из стихотворений Державина;
2) подготовиться к внеклассному чтению, прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» («Спасская Полесть», «Любани», «Пешки», «Тверь», «Крестьцы»);
3) индивидуально: биография А. Н. Радищева.