Уроки 38–39 Н. В. ГОГОЛЬ. «ШИНЕЛЬ». ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕЩЬ

0
2039
информатика

Уроки 38–39 Н. В. ГОГОЛЬ. «ШИНЕЛЬ». ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕщЬ

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с повестью Н. В. Гоголя «Шинель».

2. Определить тему и идею произведения.

3. Раскрыть художественное новаторство Н. В. Гоголя в развитии темы «маленького человека».

Ход уроков

(На доске записаны тема урока и два высказывания в качестве эпиграфов: «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» Н. А. Некрасова, «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя» Ф. М. Достоевского.)

I. Изучение нового материала.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь дал яркую характеристику провинциального чиновничества. «Столичная штучка» Хлестаков смеется над всеми.

А как обстоят дела в столице?

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей»: здесь и знакомые нам «Портрет», «Невский проспект», здесь же небольшая повесть «Шинель».

Говорят… впрочем, что говорят, перескажет нам… (называет имя учащегося).

(Заранее подготовленная ученица пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любителе охоты, который долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье.)

– Мы можем предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай?

– О чем повесть «Шинель»?

– К какому социальному слою отнесли бы вы Акакия Акакиевича Башмачкина?

– Значит, Гоголь обратился к теме «маленького человека». Он первый это сделал?

– Кого у Пушкина мы рассматривали как «маленького человека»?

– По какому признаку мы отнесли Самсона Вырина к «маленьким людям»?

– Почему Евгения из «Медного всадника» мы тоже называли «маленьким человеком», ведь он дворянин?

И вот теперь гоголевский герой – «один чиновник» из «одного департамента».

– Как вы расцениваете эту первую фразу, о чем хотел сказать Гоголь?

Повесть небольшая, но многозначная.

Возьмем первую проблему – государство и человек; такой аспект уже рассматривал А. С. Пушкин.

– Представлено ли в повести государство? Кем или чем? (Чиновниками и самим Петербургом как столицей государства.)

II. Работа с учебником.

– Найдите описание столичного города в повести «Шинель».

– Какой вывод можно сделать? (Петербург показан контрастно: город богатых и бедных.)

– Чем подчеркивается богатство и величие столицы: богатой архитектурой, замечательными парками, красивым убранством фасадов домов, широкими и чистыми проспектами или чем другим? (Витринами магазинов, где выставлены вещи, одеждой прохожих – опять вещи.)

– Это описание Петербурга совпадает с пушкинским?

– Может быть, власть занята важными государственными делами, и ей недосуг заниматься городом? Кто самый высокий чин в повести? Чем он занят? Чем занят Акакий Акакиевич?

– «Значительное лицо» – личность? Почему Гоголь подчеркнуто называет его «значительное лицо» – что стоит за словом «лицо»?

Делаем вывод: описание столицы подчеркивает контрастность состояния государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке в государстве, ни о гражданах. Все, по мнению Гоголя, на одно лицо (как будто внешне люди!), нет во власти индивидуальностей, нет личностей.

– Какими приемами рисует Гоголь эту безрадостную картину? (Антитеза, прямая типизация – «один чиновник» в значении один из всех таких же, «значительное лицо»; авторская ирония, каламбур, логический абсурд.)

III. Знакомство с повестью Н. В. Гоголя «Шинель».

Рассмотрим вторую проблему – человек.

– Акакий Акакиевич – личность?

– Расскажите о нем. Какое мнение о герое у вас сложилось?

– Он понимает свое ничтожество, унизительное положение? Просыпается ли в нем когда-нибудь личность?

– Это талантливый человек?

– Почему же его талант не востребован, не продвинул его по службе?

– Есть ли у героя заветная мечта, может быть, тайная любовь?

– С кем или с чем связана его мечта? (Опять мечта о вещи.)

– Какой горький вывод делает автор об Акакии Акакиевиче?

– Финал повести – Акакий Акакиевич поднялся до протеста против власти, против ничтожного положения человека, его протест имел положительные социальные последствия? (Нет, он искал и нашел свою шинель, добился вещи.)

– Изменилось ли что-нибудь в Петербурге и в государстве после смерти Башмачкина? В каком стиле рассказывается о привидении? (Иронично.)

– Есть ли в повести еще «маленькие люди»? (Петрович.)

– Это кто? Расскажите о нем.

– Если сравнить его с Акакием Акакиевичем, кто выигрывает? Почему?

– Почему Гоголь называет его не Гришкой – по имени, а Петровичем? (Из рода в род переходят бедность и страдания бедного человека, и нет просвета, и не вырваться из этого круга!)

А теперь посмотрите на доску.

(Открывается закрытая до этого момента часть доски с записью:

I. «Маленький человек»: Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин.

II. «Маленький человек»: Вырин,

Евгений,

Акакий Акакиевич Башмачкин.)

– Какая запись вам кажется правильной?

I – все одного качества, в одном ряду.

II – все «маленькие люди», но разных видов?

– Какие видовые особенности каждого вы отметили бы?

(Вырин – внешняя бедность и высокая духовная нравственность в каноническом христианском смысле; Евгений – внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье, которая наполняет и греет душу; Акакий Акакиевич – внешняя бедность, но и внутренняя нищета, духовное убожество, не человек, а «существо хуже мухи».)

– Подведем ли мы черту на этом уроке под понятием «маленький человек»? Исчерпал ли себя образ?

– Обратите внимание на тему урока: человек, лицо, вещь. Как вы понимаете ее?

– Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести какое-нибудь положительное начало? (Учащиеся, может быть, скажут: смех; это суждение следует сразу опровергнуть: ничего смешного в этой горькой и грустной повести нет.)

Положительное начало – в повествователе.

– Обратите внимание на первый эпиграф к уроку, на слова Н. А. Некрасова – вот оно, положительное начало: позиция повествователя, его горькая ирония и неприятие такого государства, таких чиновников и таких людей.

– Прочтите второй эпиграф – он стал просто афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели?

Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины XIX века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести «Шинель».

В заключение урока проводится тест:

1. «Шинель» – произведение:

а) романтическое,

б) сентиментальное,

в) реалистическое.

2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» – это о ком:

а) об Акакии Акакиевиче,

б) о Петровиче,

в) о «значительном лице».

3. Акакий Акакиевич служил в департаменте:

а) иностранных дел,

б) просвещения,

в) в одном…

4. Имя Акакий Акакиевич получил:

а) по святцам,

б) кума настояла,

в) матушка дала.

5. «Значительное лицо»:

а) титулярный советник,

б) генерал,

в) тайный советник.

6. Имя «значительного лица»:

а) Григорий Петрович,

б) Иван Иванович Ерошкин,

в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

7. Акакий Акакиевич:

а) был равнодушен к работе,

б) старался работать, чтобы не выгнали,

в) служил с любовью, с наслаждением.

8. Акакий Акакиевич:

а) положительный герой,

б) отрицательный герой,

в) противоречивый характер.

9. Повествователь:

а) проявляется как «я»,

б) не чувствуется,

в) его позиция выражена пафосом произведения.

10. Пейзаж:

а) играет важную роль,

б) не играет особой роли,

в) его здесь нет.

11. «Маленький человек» Гоголя:

а) ничтожное существо,

б) личность, временно задавленная обстоятельствами,

в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.

12. Шинель:

а) художественная деталь,

б) символ,

в) образ.

13. Носителем положительного начала является:

а) образ Петербурга,

б) повествователь,

в) здесь нет положительного начала.

14. Повесть «Шинель»:

а) фантастическая,

б) жизнеподобная,

в) романтическая.

15. Акакий Акакиевич – это:

а) типичный национальный характер,

б) лишний человек,

в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).

16. Акакий Акакиевич:

а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку»,

б) это другой вид,

в) его нельзя отнести к маленьким людям.

17. В заглавии повести выражена:

а) тема,

б) идея,

в) заглавие с темой и идеей не связано.

18. Главный вывод автора:

а) «маленький человек» достоин уважения,

б) он продукт бесчеловечного государства,

в) он сам виноват в своей «малости».

Код: 1–в, 2–б, 3–в, 4–в, 5–б, 6–в, 7–в, 8–б, 9–в, 10–а,

11–а, 12–б, 13–б, 14–б, 15–в, 16–б, 17–б, 18–б, в.

IV. Домашнее задание: образ повествователя в повести «Шинель»; 1-й вариант – план, 2-й вариант – устный ответ.