Уроки 13–14 образование и воспитание в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (урок-семинар)
Цели: обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе.
Ход уроков
I. Проверка степени осмысления содержания пьесы.
– В чем вы видите главный смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?
– Кто же приводит в движение все действия комедии, становится центром всех событий?
Конечно, не Стародум (появляется он, когда действие уже набрало силу) и не Митрофан, хотя его именем и назвал Фонвизин свою пьесу. Митрофан – только «подобие» своей матушки и до поры до времени ее послушное чадо. Главный персонаж комедии – госпожа Простакова. Она ведет действие, она в центре всех событий, из-за нее возникают постоянные стычки, столкновения. Попробуем мысленно «удалить» ее из «Недоросля» – и все произведение разрушится. Ее роль особенно четко осознается при воспроизведении основных событий сюжета:
? Госпожа Простакова собирается выдать Софью за Скотинина;
? Новые замыслы по отношению к Софье после письма от Стародума;
? Приезд Стародума и старание госпожи Простаковой представить богатому дядюшке Софьи все достоинства Митрофана;
? Попытка похитить Софью и насильно обвенчать с Митрофаном;
? Потеря права на бесконтрольное управление имением и трагическое разочарование в сыне.
Таким образом, на Простаковой не только «дом держится», как она хвалится перед Правдиным, но держится и вся комедия. И если как человек она вызывает у автора, читателя и зрителя острое неприятие («госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» с «адским нравом», «злая помещица»), то как художественное достижение Фонвизина этот образ сохраняет свою выразительность и силу до сегодняшнего дня. Это уже не классицистический персонаж, характеризующийся одним качеством: госпожа Простакова не только зла, жестока и невежественна, она хитра, лицемерна, расчетлива, предприимчива. В ней сочетаются умственная ограниченность и практическая сметка, нравственная низость и самоотверженная любовь к сыну – все это вместе создает полнокровный живой характер, запечатлевший эпоху и сохранивший общечеловеческий смысл до нашего времени.
II. Подготовка к написанию сочинения.
1. Составление плана характеристики героя.
Учитель. Завершая обзор комедии, мы попытались составить характеристику ее главного героя – госпожи Простаковой.
А что такое характеристика? (Определение записать в тетради.)
Характеристика – описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях.
План характеристики:
1) Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы.
2) Общие сведения о персонаже.
3) Приведение доказательств и подбор иллюстраций к ним из текста.
4) Вывод и переход к следующей мысли.
5) Доказательство, обобщение и новая мысль.
6) Итоговое обобщение.
Пример плана (к характеристике Митрофанушки):
1) Воспитание зависит от среды, условий формирования молодого человека. Именно это утверждает Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Это – главная мысль произведения.
2) Митрофанушка – один из главных героев комедии. Это 15-летний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие сведения о персонаже).
3) Имя «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать» – логический переход к новой мысли.
2. Рекомендации к написанию сочинения:
– не злоупотреблять цитатами;
– пользоваться разными приемами цитирования;
– избегать повторения, подыскивать синонимы;
– следить за правильностью связи слов в предложении;
– ясно формулировать мысли;
– приводить аргументы;
– следить за соответствием мысли и доказательств к ней;
– следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.
3. Рекомендации по характеристике речи персонажей.
– О чем свидетельствует речь персонажей? (Автор, стремясь к жизненной правде, речью персонажа характеризует саму личность.)
– В чем особенности речи Цифиркина? Кутейкина? (Цифиркин в прошлом был солдатом, а сейчас – преподаватель арифметики. В его речи звучат постоянные подсчеты, а также военные термины. Кутейкин – недоучившийся семинарист; его речь изобилует формами церковно-славянского языка: «тьма кромешная», «горе мне, грешному», «звах бых и приидох» и др.)
– А что еще характеризует речь этих персонажей? (Речь Кутейкина характеризует его как человека хитроватого, а речь Цифиркина – как грубоватого, прямолинейного и честного.)
III. Работа по вопросам семинара (см. домашнее задание после урока 9).
IV. Подведение итогов семинара.
«Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина II и другие великие люди XVIII столетия.
Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало.
«Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, – говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <…> И в злонравии своем и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин». (Из книги «В мире литературы». 8 класс / под ред. А. Г. Кутузова. – М., 1998.)
Учитель. Давайте вновь посмотрим на комедию с точки зрения требований классицизма. И хотя его приметы обнаруживаются в комедии (односторонне изображены положительные герои, сохранен принцип единства времени, места и действия, в основе сюжета – любовная интрига, в финале зло наказывается, добро торжествует), назвать «Недоросль» традиционным классицистическим произведением уже нельзя.
Воссоздав мир Скотининых и Простаковых, Фонвизин сумел придать своей комедии глубокий обобщающий смысл, вскрыв социальные корни описываемых им событий. Гуманистический пафос комедии направлен на то, чтобы показать пагубность крепостного права для человека – как для дворовых «рабов» (Тришка, Еремеевна, девка Палашка), так и для господ, забывших, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», и утративших свое человеческое достоинство.
В лице госпожи Простаковой Фонвизин создал необычайно яркий и жизненный характер и вопреки канонам классицизма смело показал, что даже эта «презлая фурия» может испытывать чувство страдания, может хотя бы на мгновение вызвать если не сочувствие, то, во всяком случае, понимание у читателя или зрителя.
Эти особенности творчества драматурга конца XVIII в. говорят о том, что классицизм уже изжил себя, что талантливые писатели обращались к изображению реальной жизни во всей ее сложности и противоречиях.
Составление таблицы «Традиции и новаторство в комедии «Недоросль» (по вариантам).
I вариант |
II вариант |
В чем традиционность комедии «Недоросль»? – герои делятся на положительных и отрицательных; – все герои наделены «говорящими» фамилиями; – положительные герои являются воплощением одной черты; – героем-резонером является Стародум; – в основном соблюдены правила «трех единств» |
В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма? – в комедии есть отступления от единства действия (две сюжетные линии); – отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию; – при создании характеров героев используется речевая характеристика. Вывод: наметился отход от правил классицизма в сторону развития реалистических тенденций |
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Каким я увидел(а) Митрофанушку (Простакову)», используя план характеристики героя.