Урок 10. Тема урока: Басня как жанр литературы И.А. Крылов

0
1267
история информатики

Цели урока:

1. формировать у учащихся понятия о басне, её особенностях

2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся быть грамотным, а не невеждой.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портреты И.А. Крылова и Эзопа, иллюстрации к басне.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Басни Крылова любимы детьми и взрослыми, на них выросло не одно поколение.Первые произведения знаменитого баснописца, изданные отдельной книгой, увидели свет в 1809 году. Прошло уже свыше двух столетий, но до сих пор нас восхищает, каким удивительным образом сложены в стихотворную форму простые русские слова, сколько в них озорного юмора, тонкой иронии.

В своих сочинениях Иван Андреевич высмеивал людские пороки. Делал это самобытно, ярко и изобретательно. Какие приемы он при этом использовал?

Те недостатки, которые присущи людям — лицемерие, недалекость, лесть, неумение довести дело до конца, невежество, лень, жадность, ложь, он переносил на животных. И все нелепое, отрицательное происходило с ними.

Человек здесь как будто бы ни при чем. Используя такой прием, великий баснописец хотел показать пороки людей и при этом никого не обидеть. А главное, избежать наказания за высмеивание недостатков. Кому понравится, когда над ним потешаются, да еще и прилюдно. Времена-то были сложные. Опасно было критиковать людские пороки.

Так, например, в басне «Волк и Овцы», Крылов довольно зло высмеивает лицемерие царского суда и других государственных структур.

Басню «Вельможа» цензура не разрешала печатать в течение двух лет, и Крылов вынужден был лично испрашивать разрешение на опубликование у самого государя.

Басни Крылова читать интересно и взрослой и детской аудитории. Почему? Стиль написания басен приближен к народной поэзии, понятной всем. Автор разыгрывает действо среди животных, которых знают все дети: лисиц, слонов, мартышек, зайцев, волков. Их образы хорошо прописаны.

Для лучшего восприятия мораль басни выделена отдельно. Чтобы было все просто и ясно. «У сильного всегда бессильный виноват», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Мораль басни мы можем найти в начале или в конце почти каждого произведения. Это сделано для того, чтобы еще раз подчеркнуть главную мысль произведения.

«Завистники, на что ни взглянут, подымут вечно лай; а ты себе своей дорогою ступай: полают да отстанут».

Мораль басни – это то, на чем Иван Андреевич сосредоточивает наше внимание и старается, чтоб она была не отвлеченной, а глубоко жизненной, понятной. «Но, кажется, неправ и тот, кто поручил Ослу стеречь свой огород», — уточняет баснописец.

Басни Крылова стали популярными и любимыми еще при жизни Ивана Андреевича. Их заучивали наизусть, пересказывали друг другу. Высокие особы Николай II и Александр I зачитывались необычными произведениями. Даже на Новый год император Николай презентовал великому князю наследнику Александру бюст Крылова. Узнав об этом, баснописец был безумно рад.

3.Изучение нового материала

* Теория:

Басня – один из древнейших жанров литературы. С её помощью человек искал ответ на вопрос: как вести себя в этом огромном мире?

Особенности басни:

  1. Нравоучительный характер

  2. Есть мораль

  3. Аллегория, иносказание

Основоположник – Эзоп, живший в 6 веке до н.э. в Древней Греции

В русской литературе знаменитый баснописец – И.А. Крылов

*Рассказ учителя о жизни и творчестве И. А. Крылова

*Чтение басни «Мартышка и очки» (показ иллюстрации)

*Анализ басни по вопросам + словарная работа

5. Домашнее задание: выразительно прочитать басню, стр.107

6. Подведение итогов занятий