Цели урока:
1. формировать у учащихся понятия о басне, её особенностях
2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся быть грамотным, а не невеждой.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портреты И.А. Крылова и Эзопа, иллюстрации к басне.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Басни Крылова любимы детьми и взрослыми, на них выросло не одно поколение.Первые произведения знаменитого баснописца, изданные отдельной книгой, увидели свет в 1809 году. Прошло уже свыше двух столетий, но до сих пор нас восхищает, каким удивительным образом сложены в стихотворную форму простые русские слова, сколько в них озорного юмора, тонкой иронии.
В своих сочинениях Иван Андреевич высмеивал людские пороки. Делал это самобытно, ярко и изобретательно. Какие приемы он при этом использовал?
Те недостатки, которые присущи людям — лицемерие, недалекость, лесть, неумение довести дело до конца, невежество, лень, жадность, ложь, он переносил на животных. И все нелепое, отрицательное происходило с ними.
Человек здесь как будто бы ни при чем. Используя такой прием, великий баснописец хотел показать пороки людей и при этом никого не обидеть. А главное, избежать наказания за высмеивание недостатков. Кому понравится, когда над ним потешаются, да еще и прилюдно. Времена-то были сложные. Опасно было критиковать людские пороки.
Так, например, в басне «Волк и Овцы», Крылов довольно зло высмеивает лицемерие царского суда и других государственных структур.
Басню «Вельможа» цензура не разрешала печатать в течение двух лет, и Крылов вынужден был лично испрашивать разрешение на опубликование у самого государя.
Басни Крылова читать интересно и взрослой и детской аудитории. Почему? Стиль написания басен приближен к народной поэзии, понятной всем. Автор разыгрывает действо среди животных, которых знают все дети: лисиц, слонов, мартышек, зайцев, волков. Их образы хорошо прописаны.
Для лучшего восприятия мораль басни выделена отдельно. Чтобы было все просто и ясно. «У сильного всегда бессильный виноват», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Мораль басни мы можем найти в начале или в конце почти каждого произведения. Это сделано для того, чтобы еще раз подчеркнуть главную мысль произведения.
«Завистники, на что ни взглянут, подымут вечно лай; а ты себе своей дорогою ступай: полают да отстанут».
Мораль басни – это то, на чем Иван Андреевич сосредоточивает наше внимание и старается, чтоб она была не отвлеченной, а глубоко жизненной, понятной. «Но, кажется, неправ и тот, кто поручил Ослу стеречь свой огород», — уточняет баснописец.
Басни Крылова стали популярными и любимыми еще при жизни Ивана Андреевича. Их заучивали наизусть, пересказывали друг другу. Высокие особы Николай II и Александр I зачитывались необычными произведениями. Даже на Новый год император Николай презентовал великому князю наследнику Александру бюст Крылова. Узнав об этом, баснописец был безумно рад.
3.Изучение нового материала
* Теория:
Басня – один из древнейших жанров литературы. С её помощью человек искал ответ на вопрос: как вести себя в этом огромном мире?
Особенности басни:
- Нравоучительный характер
- Есть мораль
- Аллегория, иносказание
Основоположник – Эзоп, живший в 6 веке до н.э. в Древней Греции
В русской литературе знаменитый баснописец – И.А. Крылов
*Рассказ учителя о жизни и творчестве И. А. Крылова
*Чтение басни «Мартышка и очки» (показ иллюстрации)
*Анализ басни по вопросам + словарная работа
5. Домашнее задание: выразительно прочитать басню, стр.107
6. Подведение итогов занятий