Уроки 99–100 В ГОСТЯХ У КНИГИ. (БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ)

0
572
физика

Уроки 99–100 В ГОСТЯХ У КНИГИ. (БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ)

Цели: проверить умения учащихся ориентироваться в книге, внимательно и вдумчиво читать; формировать языковой слух и вкус; продолжить работу по овладению особой, эмоциональной лексикой воспоминания и соответствующими речевыми конструкциями (Помню, как… Мне не забыть… А однажды… Навсегда останется в памяти…).

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Вступительное слово учителя.

К. Г. Паустовский писал, что «человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. С настоящими друзьями всегда хочется встречаться вновь».

Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.

Книга! Она ведет нас от познания несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает нам и про сказочных богатырей, и про дальние страны, и про гениальную жизнь. С книгой мы путешествуем и на 300 лет вперед, в будущее, и на 300 лет назад, в историю.

Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей своего читателя.

Протяни руку – и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать.

1-й чтец. Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересней бывает досуг.

Ты учишь правдивым и вдумчивым быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу!

2-й чтец. Ведь без книги, как без света,

Как без доброго совета,

Мы без книги, как без рук,

Книга – это первый друг.

1-й чтец. Кто с книгой по жизни шагает,

Кто с книгой умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

2. Проверка умений учащихся ориентироваться в книге, внимательно и вдумчиво читать.

2-й чтец. Увидеть вас в который раз

Герои книг пришли,

Свои загадки вам они

На праздник принесли!

1-й чтец. А ты, дружочек, не зевай,

Нам поскорее отвечай:

Героя книги укажи,

Затем писателя скажи,

Названья книги не забудь.

И будешь первым! В добрый путь!

Учитель. Итак, наша первая встреча – с любимыми героями художественной литературы, с которыми мы познакомились в 7 классе. Надеюсь, задание понятно?

Учащиеся разыгрывают сценки из любимых произведений, зрители отгадывают литературного героя, называют автора книги.

Учитель. Следующая наша встреча в школе ви??дения и слова.

– Как же научиться передавать свои впечатления? Какие страницы вы вспомните, создавая собственные описания?

Сравните их! Как вглядывается в мир писатель и как он рисует увиденное? Всегда ли определение становится эпитетом? Может ли им быть … глагол?.. а существительное?

Попробуйте заново нарисовать запомнившееся, вспоминая прочитанное. Не бойтесь подражать писателям!

Краткие описания учащимися наиболее запомнившихся страниц изученных произведений: Тургенев, Чехов, Гоголь и др.

– А теперь вслушайтесь и вглядитесь в картину, нарисованную Тургеневым.

Чтение учителем или подготовленным ученикам фрагмента из «Записок охотника» или из другого произведения.

Повторите тургеневский пейзаж (портрет).

– Сравните пересказ с текстом писателя: существенны ли ваши пропуски, замены и другие отступления от слова и фразы Тургенева? Чем вы объясняете свои «вольности»?

– Как же надо читать, чтобы научиться видеть и рисовать словом?

– Итак, рисуем словом, овладеваем словесной живописью (точность, изобразительность и многообразие лексики).

Сочинение-миниатюра «Картина, которую я никогда не забуду» по плану:

1) С какими описаниями природы вы встретились в прочитанных произведениях?

2) Какое из них вам особенно понравилось? Запомнилось?

3) Как помогли вам эти описания природы понять произведение?

3. Чтение наизусть полюбившихся стихотворений: конкурс
чтецов.

Учитель. Одним из критериев литературного развития человека является, как известно, не только знание фактов, умение анализировать, но и отношение к книге, к чтению вообще. Очень часто отношение к литературе проявляется в стремлении выразительно прочесть полюбившееся стихотворение, отрывок из рассказа или повести.

Вот почему важным этапом нашего заключительного урока станет конкурс на лучшее выразительное чтение произведений.

В конце конкурса учитель подведет итог. В обсуждении могут принять участие и школьники, отмечая тех, кто выразительно, эмоционально прочитал и сумел передать авторскую мысль избранного произведения.

III. Заключительное слово учителя, рекомендация книг для самостоятельного чтения летом.

Молодцы, ребята! Кто много читает – тот много знает. Думаю, в заключение вы не откажетесь еще от одного соревнования?

Проводится соревнование «Кто знает больше пословиц, поговорок, изречений о книге?».

Надеюсь, вы помните слова С. Я. Маршака о талантливом, чутком, обладающем воображением читателе. В понятие «талантливый читатель» входит и умение ориентироваться в содержании той или иной книги. Это умение ориентироваться в содержании вы достаточно показали сегодня.

И чтобы наши встречи на уроках литературы в 8 классе были такими же яркими, эмоциональными, я рекомендую вам летом прочитать, познакомиться со следующими произведениями.

Предлагается список рекомендуемой литературы.

Учитель. В заключение хотелось бы предоставить слово хозяйке нашего книжного дома. Это она поможет найти для вас любую книгу, посоветует взять самую интересную. Это наш добрый друг и советчик – библиотекарь.

Библиотекарь. Дорогие ребята, я счастлива, что сегодня всех нас здесь собрала книга. Читая, каждый из вас становится умнее, сильнее, добрее, благороднее. «Приходите в наши обширные книгохранилища. Знайте, что там собиралось в течение многих-многих веков и собралось все самое лучшее, самое полезное, чего достигло человечество в познании истины и красоты», – так обращался к своим читателям орлеанский библиотекарь XIX в. Каньель. А я так обращаюсь к вам, мои дорогие ребята. «Приходите в библиотеку – обитель знаний. Займите там достойное место, и тогда вы откроете для себя это чудо из чудес!»

Библиотекарь проводит экскурсию по выставке книг для 8 класса, показывая их оформление, иллюстрации, рассказывая в нескольких словах о художниках, иллюстрирующих книги, произведениях того или иного писателя, рассматривая вместе с учащимися форзацы книги, портреты писателей, если речь идет о неизвестном еще школьникам авторе, обращая внимание на предисловие, послесловие и т. д.

Библиотекарь.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Учитель. Пусть много детвора читала,

Пускай тут каждый – эрудит,

Чудесных книг еще немало

Прочесть вам в жизни предстоит:

Про подвиг, труд и про ученье,

Полет стремительной мечты,

Про дерзновенное свершенье

И штурм небесной высоты!

1-й чтец. Мы с книгой умней и богаче,

Нам с ней и расти, и дружить,

Она задает нам задачи

И учит, как думать и жить.

2-й чтец. В библиотеке столько книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках собрались.

1-й чтец. Стоят на полках и молчат,

Затронешь – в миг заговорят,

Расскажут вам про все на свете –

Дружите с ними крепко, дети!

1-й чтец. Закончен праздник. Он у нас

Рассчитан на один лишь час.

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!

Звучит музыка. Урок закончен.