Урок 66 АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ». СМЫСЛ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ*

0
1164
биология

Урок 66 АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ». СМЫСЛ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ*

Цели: познакомить учащихся с романтическим произведением второй половины XX века; выявить философский смысл сказки; отметить художественное своеобразие и новизну повести-сказки.

Ход урока

I. Организационный этап урока. Постановка целей.

II. Рассказ учителя.

Вы прочитали одно из самых популярных произведений, которое пришло к нам уже во второй половине XX века: написанная в 1942 году, сказка «Маленький принц» была переведена на русский язык и появилась в 60-х годах.

Антуан де Сент-Экзюпери всю жизнь прослужил военным летчиком в вооруженных силах Франции, США, участвовал во Второй мировой войне и героически погиб в 1944 году на севере Африки, воюя с фашистами, – его самолет не вернулся с задания.

Экзюпери написал несколько сугубо реалистических произведений, где главным героем является повествователь – военный летчик.

III. Разбор произведения.

– А это произведение, «Маленький принц», действительно сказка?

– Что в нем реалистичное?

– Что здесь сказочное?

– Значит, не случайно жанр этого произведения определяют как повесть-сказку – вот вам уже в жанре новаторство писателя XX века.

– Кто главный герой произведения?

Учащиеся могут высказать разные мнения: Маленький принц или повествователь.

– Главный смысл произведения писатель выражает образом Маленького принца или образом повествователя?

– Какова композиция этого произведения?

– О чем все эти новеллы, кто их герой?

– Маленький принц, перемещаясь с планеты на планету, открывает для себя удивительный мир Вселенной – и это сказочно! – и рассуждает о важных проблемах. Эти проблемы тоже сказочные?

– О чем же задумывается Маленький принц?

– Это важные проблемы, над решением которых бьются лучшие умы. Так, в сказочном сюжете небольшого произведения Экзюпери ставит и решает многие философские проблемы: о смысле жизни; о месте человека на земле, о том, какой след оставит после себя человек, уйдя из жизни; об отношениях друг с другом; о дружбе и любви; о честолюбии и власти и т. д.

– Образы сказки носят философски обобщающий характер. Возьмем, например, Змейку, которая появляется в пустыне. Почему повествователь так ее испугался? И это реалистично.

– Почему же Маленький принц вступает с ней в такой доверительный контакт?

– Что предлагает ему змейка?

– Это проявление добра или зла?

– Змея мудрее человека, она знает больше него – что же? (Что тело на Земле – это только оболочка, а главное – душа, ее «глазами не увидишь». Когда тело становится обузой для души, надо помочь ей освободиться – вот что мудро знала змея. И Маленький принц – сказочное существо – тоже это знал. Змея помогла ему сделать этот решительный шаг – освободиться от земной оболочки. Но Маленький принц также знал, что прирученный им Человек, не понимая, что происходит, по-своему все расценит и будет страдать – поэтому он так тянул.)

– Образ повествователя – традиционный сказочный литературный образ, или автор и здесь проявляет новаторство?

– А какой традиционный для литературных сказок прием использует автор при создании образа повествователя? Посмотрите начало сказки, историю с рисунком и резюме повествователя, – что это? (Ирония.)

– Видите, как все сложно в этой прекрасной сказке Экзюпери! Еще какие образы вам кажутся особенно важными для понимания главного смысла?

Учащиеся называют Розу, Лиса, могут назвать и других персонажей.

Домашнее задание: перечитать эпизоды с Розой и Лисом, подумать о смысле этих образов.