Уроки 58–60 ИЗ ДРЕВНЕГО ЭПОСА. ГОМЕР. «ОДИССЕЙ У ЦИКЛОПОВ» (отрывок из поэмы «Одиссея»)

0
740
физика

Уроки 58–60 Из древнего эпоса. Гомер. «Одиссей у циклопов» (отрывок из поэмы «Одиссея»)

Тема 1: Отражение в поэме быта,
нравов и верований древних греков

Цель: познакомить учащихся с основными событиями изучаемого произведения, обучать чтению поэмы.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Слово учителя о Гомере.

2. Вопросы на выявление восприятия:

– Что вы знаете о Гомере и его поэме?

– Интересно ли вам читать мифы Древней Греции?

– Чем они вас привлекают?

– Чем вы объясните употребление многих мифологических имен в наше время?

3. Самостоятельное чтение учащимися статьи учебника
(с. 227–233, II часть).

– Что нового вы узнали о Гомере?

4. Рассматривание изображения Гомера в учебнике (поза, одежда, фон).

5. Комментированное чтение учителем начала отрывка «Одиссей у циклопов» из поэмы «Одиссея».

6. Словарная работа.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить (письменно) простой план текста эпизода «Одиссей у циклопов», прочитанного в классе.

Тема 2: Отвага и сметливость хитроумного Одиссея.
Особенности изображения событий и героев

Цель: учить составлять характеристику героя на основании его поступков; продолжить обучение чтению.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вопросы на выявление восприятия.

– Все ли вам нравится в Одиссее?

– Какими качествами он обладает?

– Почему Одиссей назван хитроумным?

– Что общего у Одиссея с Гераклом? Чем эти герои отличаются друг от друга?

– Каково отношение автора к герою?

– Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключении Одиссея?

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и анализ планов прочитанного текста.

2. Рассматривание иллюстраций в учебнике.

– Обратите особое внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания.

– Выберите отрывок и подготовьте устный рассказ по одной из иллюстраций.

3. Комментированное чтение учащимися отрывков.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: 1) подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка; 2) проиллюстрировать понравившийся эпизод; 3) чтение и пересказ русской народной сказки «Лихо одноглазое».

Тема 3: Особенности изображения в отрывке из поэмы событий
и героев (гиперболизация, повторы, постоянные эпитеты)

Цель: уточнить знание учащимися текста, событийной стороны и героев в их взаимосвязи; выявить основные признаки понятий «гипербола», «постоянный эпитет», определить их роли.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Перечитывание понравившихся эпизодов.

2. Беседа по вопросам.

– В чем смысл противопоставления Одиссей – Полифем?

– Как вы понимаете основной смысл фрагмента из поэмы?

– Обратите внимание на некоторые повторы, которые встречаются в тексте, например: «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторений и постарайтесь объяснить их роль.

– Что такое гипербола? Найдите примеры гиперболизации в прочитанном отрывке.

– Дайте определение понятию «постоянный эпитет». Найдите в тексте постоянные эпитеты. Какова роль эпитетов и гипербол в «Одиссее»?

– Чем напоминает отрывок из поэмы Гомера русские народные сказки и былины?

3. Сопоставление сказки «Лихо одноглазое» с отрывком из поэмы.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовить «диафильм» (нарисовать 3–4 «кадра») на тему «Одиссей у циклопа Полифема».