Урок 50 К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. «РОЖДЕНИЕ СКАЗКИ». «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» – СКАЗКА О ТРУДЕ И ВЗАИМНОЙ ВЫРУЧКЕ

0
1219

Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.

Ход урока

I. Организационный этап урока. Постановка целей.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя об авторе.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего 18 мая 1892 года. Детство будущего писателя прошло на Украине – в деревне, потом в городе Киеве. С детства Паустовского окружали талантливые, добрые люди. Тяга к учебе наблюдалась с самого раннего возраста. К. Г. Паустовскому пришлось быть свидетелем нескольких войн – Первой мировой в 1914 году, революции 1917 года, гражданской войны. Он даже участвовал в боях с петлюровцами, был матросом, подручным в рабочей артели, позже стал журналистом.

В раннем детстве он полюбил поэзию, с удовольствием слушал рассказы о Запорожской Сечи, разные песни, истории. Паустовский обладал способностью разглядеть поэзию там, где мы, обыкновенные люди, ее не видим. Поэтому проза Паустовского лирическая. В своем творчестве он прежде всего выражает свое собственное отношение к миру. Его отношение к миру, людям подчинено большой мечте о прекрасном человеке на прекрасной земле. В своем творчестве писатель прославляет доброту человеческую и труд, который всему голова…

2. Художественный пересказ сказки «Теплый хлеб».

3. Составление плана:

а) история раненого коня.

б) мельник Панкрат.

в) лютая зима.

г) Филька по прозвищу «Ну тебя».

д) рассказ бабки.

е) осознание Филькой своего поступка с конем.

ж) разговор Фильки с Панкратом.

з) Как помогла Фильке старая сорока?

и) Как пришло спасение?

к) Как Филька помирился с раненым конем?

4. Образы героев сказки.

– Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор? (Конь Мальчик – вороной конь, «раненый, пострадал от врага».

Мельник Панкрат – «скорый на работу, сердитый старик… ребята считали его колдуном».

Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» – «молчаливый, недоверчивый».)

– Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата? (О Фильке: «Отвечал сердитым басом», «бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха». О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу».)

– Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали
герои?

Ученики коротко пересказывают сюжет сказки, затем учитель подробно объясняет домашнее задание.

5. Реальное и фантастическое в сказке.

– Докажите, что перед нами литературная сказка. (Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, – деревня Бережки, – и указывается время действия: «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице…» Кавалеристы и немецкий снаряд – это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время Гражданской войны.

В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.)

– Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими? (Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь – боялся пустыни»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.)

– Каких из этих персонажей (бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай) мы назовем фантастическими, а каких – реальными? (Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы, явления: ветер, мороз – олицетворяются, как в сказочной традиции.)

6. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста.

а) Найти в тексте эпитеты и записать в тетради. (Теплый хлеб с румяной коркой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова.)

б) Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость:

џ Зачем помирать? Надеяться надо.

џ Льготного срока не будет.

џ Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

џ За твою дурь расплачиваться своим горбом?

џ От теплоты лед начал оседать.

џ Всем известно, что сорока – самая болтливая птица на свете.

џ Хлеб-соль подносить.

џ Не только человеку извинение требуется.

џ Бери хлеб, мирись!

џ Трещала как пулемет.

7. Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру…» до слов: «– Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих»).

– Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (Слова бабки: мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)

– Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?

– Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

– Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?

– В чем же мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно, никогда и никому в жизни не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе.)

III. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь:

Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…».

Завершая работу над темой, учитель дает задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо…»

Задача ребенка – постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.

Комментарий. В учебнике 5 класса представлен также рассказ «Заячьи лапы». Изучению этого рассказа может быть посвящен отдельный урок (материалы для его проведения предложены далее). Однако этот текст может быть дан и для самостоятельного чтения учащихся. Руководствуясь этими соображениями, авторы-составители не присвоили данному уроку порядковый номер.