Урок 57
Поэма «Мертвые души». Смысл названия.
Сюжет и композиция «Мертвых душ»
Цели: раскрыть смысл названия поэмы; рассказать об особенностях композиции I тома «Мертвых душ», о своеобразии сюжета и роли Чичикова.
I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.
Заглавие поэмы содержит в себе много значений. В учебнике «В мире литературы» под общей редакцией А. Г. Кутузова указаны следующие:
1. Словосочетание «мертвые души» составлено из исключающих друг друга понятий, оно противоречиво. Его значение раскрывается постепенно.
2. Современник Гоголя М. П. Погодин отмечал: «…мертвых душ» в русском языке нет. Есть души ревизские, приписные, убылые, прибылые». Гоголь об этом хорошо знал, но употребил по отношению к купленным Чичиковым душам слово «мертвые». Но у Гоголя «Мертвые души» – умершие крестьяне, но которые по ревизским спискам числились как живые. «В этом образе уже видна мертвенность канцелярской формы, бюрократии, которой нет дела до реальных людей» [2, с. 145].
3. «Мертвые души» – это помещики-крепостники, чиновники, которые продают и покупают крестьян, осуществляют документальное оформление купли-продажи. Гоголь демонстрирует постепенное и все более глубокое омертвение их душ. Перед читателями раскрывается пугающая картина угасания человеческого в человеке.
4. Приобретатель Чичиков занимается куплей-продажей мертвых душ; его авантюра построена на том, что в условиях крепостного права живых людей продают, словно вещи: в России «крестьянин в законе мертв». Еще один трагический смысл заглавия.
5. В словаре В. И. Даля значение слова «мертвый» определяется как «невозрожденный», «недуховный», «плотский или чувственный». «Невозрожденный» – не значит не могущий возродиться, но способный к возрождению. По всей вероятности, этот смысл вкладывал автор в название тоже.
Исследователи творчества Гоголя говорят и о «глубоком духовном смысле названия книги».
А. И. Герцен: «Гоголь чувствовал – и многие чувствовали с ним – позади мертвых душ души живые».
Таким образом, заглавие «Мертвые души» – это особый художественный образ, отражающий «диалектически противоречивую картину русской жизни» [2, с. 147]. Герцен писал: «Самозаглавие книги несло в себе что-то наводящее ужас».
II. Композиция «Мертвых душ».
Все главы поэмы органически объединены сюжетообразующим героем – Чичиковым. Герой-путешественник, делец-приобретатель, ищущий выгодных ему связей, позволяет Гоголю изображать действительность во всех ее гранях: в социальных характерах, бытовых нравах, различных обстоятельствах.
Первая глава – экспозиционная, вводная. Павел Иванович Чичиков налаживает связи в городе N с влиятельными людьми. В обещании навестить Манилова намечается и завязка поэмы – противозаконная афера Чичикова.
Вторая – шестая главы – «портретные» главы. Гоголь посвятил их помещикам. Содержание их построено по плану: общий вид имения, описание хозяйства, господский дом, характеристика помещика, взаимоотношения с Чичиковым, купля-продажа «мертвых душ». «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» (Гоголь).
В общении с помещиками вырисовывается и образ главного героя произведения – ловкого и наглого приобретателя Чичикова.
Седьмая – десятая главы – сатирическое изображение жизни губернского чиновничества.
Одиннадцатая глава – биография Чичикова.
Заключительные строки «Мертвых душ» посвящены родине. Н. В. Гоголь с гордостью говорит о России, верит в ее будущее. У Гоголя Россия будущего – прекрасная и могучая, живая, стремительно несущаяся в неведомую «сверкающую, чудную, незнакомую земле даль».
В поэме «Мертвые души» большое количество лирических отступлений, вставных эпизодов, сцен, рассуждений автора. Все это помогает всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России.
III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.
Домашнее задание.
1. Прочитать 4–6-ю главы поэмы «Мертвые души».
2. Подготовить чтение в лицах диалогов.
3. Характеристика помещиков. (Общий вид имения; внешность, черты характера, интересы помещика, его отношение к хозяйству; господский дом, отношение к Чичикову и его предложению; авторская характеристика персонажей.)
Задание распределено по группам учащихся.