Предмет: литературное чтение
Тема урока: Н.А. Некрасов «Мороз – воевода» 4 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
Познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”; сделать полный анализ прочитанного; работать над выразительным чтением стихотворения.
Задачи:
помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);
исследовать содержание, язык произведения;
формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;
обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;
реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;
развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
воспитывать любовь к природе;
способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Оборудование:
портрет Н.А. Некрасова,
презентация по теме урока,
компьютер,
картины известных художников-пейзажистов
рисунки маленького весёлого и грустного солнышка,
таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, эпитет, сравнение.
Ход урока
1.Психологический настрой учащихся.
– Послушайте песню и посмотрите клип. («Зимняя сказка».) (КЛИП) Догадайтесь о чём будет наш урок.
/Слайд 1/– О чём песня? – Стало холодно? Несмотря на то, что песня о зиме, но она приятная спокойная, плавная, создаёт хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в классе было всегда тепло от улыбок, и проведём урок с хорошим бодрым настроением.
– На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое /Слайд 2/солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.
Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
Чтобы оно стало совсем хорошим, я приглашаю вас на экскурсию. (на доске висят картины известных художников-пейзажистов).
В каком местечке, изображенном художником, вы бы хотели сейчас оказаться и почему?
2. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.
1. Работа с выставкой книг.
/Слайд 3/- Ребята, рассмотрите выставку книг и подумайте, кому её можно посвятить?
-Книги какого автора занимают на ней центральное место? Почему? (Это книги с произведениями Н.А. Некрасова.
/Слайд 4/- – Сегодня на уроке мы поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения.
2. Разговор об авторе.
– Итак, юные исследователи, что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Чем сегодня вы хотели бы поделиться с одноклассниками?
Родился в местечке Немирово на Украине
Вырос на берегу Волги в селе Грешнево (теперь село Некрасово) около города Ярославля
С 1832 – по 1837 учился в Ярославской гимназии. Писал первые стихи
В 1838 стал вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета
С 1847 – по 1866 год был издателем и редактором литературного журнала «Современник»
Создавал поэмы и стихи о природе, о судьбе народной, о крестьянской жизни.
– Какие произведения Николая Алексеевича Некрасова вам уже знакомы?
3. Сообщение темы и цели урока.
– У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте и отгадайте загадку.
Сердит! – закрыв лицо рукой, Она сказала: – Ишь, какой,
Сказал прохожий глухо. Кусается как пёс!
– Ударил как! – ворчал другой, И я скорей лицо прикрыл
Поглаживая ухо. Воротником пальто.
Шла мимо бабушка с клюкой, В тот день и впрямь сердитый был…
В платок упрятав нос, Вы догадались, кто? (МОРОЗ) /Слайд 5/
– Какой бывает мороз? – Трескучий, слабый, сильный.
– Сегодня мы прочитаем произведение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется “Мороз – воевода”, /Слайд 6/ определим его тему, жанр, исследуем содержание, представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.
4. Первичное восприятие текста. Стр.124
Ребята, в произведении встретятся такие слова: /Слайд 7/
Воевода – в старые времена старший в маленьком военном формировании.
Алмаз – драгоценный камень.
Жемчуг – драгоценный камень.
Серебро – драгоценный металл.
Палица – дубина с шипами.
Дозор – охрана.
Гнет – тяжесть, груз.
Казна – имущество, денежные и иные средства.
Обоз – несколько груженых товаром лошадей.
Не скудеет – не становится меньше.
а) Чтение стихотворения учителем
5. Проверка первичного восприятия.
– Понравилось вам это произведение? Чем?
(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).
6. Анализ текста стихотворения.
а) Вторичное чтение стихотворения (про себя)
– Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.
Вопрос 1. (По ходу заполняем таблицу на знание литературных приёмов, использованных в стихотворении: олицетворения, эпитеты ит.д.)
– Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)
– Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
– Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
– Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде…
Вопрос 2.
– Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя?
(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)
Вопрос 3.
– Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?
(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).
Вопрос 4.
– Каким вы представили “Мороза-воеводу”?
(Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)
Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.
Вопрос 5.
– Похоже ли это стихотворение на былину?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)
Физминутка для глаз «Снежинка»
Вопрос 6.
– Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Вопрос 7.
– Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?
(Автор использовал сравнения – “Мороз-воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”,
“Мороз-воевода” – мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.
Вопрос 8.
– Почему автор назвал Мороза воеводой?
(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)
Вопрос 9.
– Какие воины у “Мороза-воеводы”?
(“Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).
Вопрос 10.
– Расскажите о его владениях.
(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).
Обобщение: Стихотворение “Мороз-воевода” напоминает былину ещё и тем, что он обходит свои владения с “палицей”, именно у былинных богатырей было такое оружие.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
Вопрос 11.
– Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
– Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.)
– Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
– Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…
– Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Вопрос 12.
– Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…
Вопрос 13.
– Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.
– Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами,
жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.
В природе – это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.
Минутка отдыха для глаз
Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах – глянцевый и блестящий.
Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.
Откройте глаза и скажите:
Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым? (Послушайте сейчас две музыкальные композиции и скажите какая из них подходит нашему герою)
/Слайд 8/ «Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
/Слайд 9/ 7. Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”.
А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.
Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он – волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.
– Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.
8. Домашнее задание. (по желанию)
– Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, напишите сказку о нём, выучить наизусть.
/Слайд 10-12/9. Представление сказочного образа Деда Мороза.
Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.
А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год.
10. Подготовка к выразительному чтению.
– Чем отличается выразительное чтение?
(Его хочется слушать, потому что чтец умеет голосом передать смысл читаемого).
11. Дыхательная гимнастика.
– Представьте торт с пятью зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу – фу -, а потом каждую свечу, прерывая дыхание – фу -, – фу -, – фу -, – фу -, – фу.
12. Индивидуальное чтение текста
13. Итог урока.
– Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии, реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;
14. Рефлексия. /Слайд 13/
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?
15. Вот и подошёл к концу наш урок. /Слайд 14/ Солнышко по – прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные солнышки – весёлые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению. Спасибо за работу! До свидания! Оценки за урок.
/Слайд 15/ Всех с Наступающим Новым Годом!
Восточно – Казахстанская область
Кокпектинский район
с. Преображенка