СКАЗКА Х.-К. АНДЕРСЕНА «САМОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ»

0
762
информация

Цели: учить отбирать в тексте материал для характеристики героя; закреплять умения пользоваться справочной литературой, прививать навыки чтения «про себя».

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Повторение сказок зарубежных писателей.

2. Игра «Вспомни и назови» (определение лучшего чтеца книг).

1) …Настала весна. Однажды ранним утром, когда мать собиралась на работу, а солнце ярко играло на полу, пробиваясь сквозь крошечное окошко, большая девочка посмотрела на него и воскликнула:

– Что это такое зеленое виднеется за стеклом? Оно колышется на ветру.

Мать подошла к окошку и, приоткрыв его, сказала:

– Э, да здесь какое-то растеньице выросло; это горох выпустил свои зеленые листочки. И как он попал сюда в щель? Вот тебе и садик, любуйся на него…

(Х.-К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».)

2) …Однажды вечером скроил он, как всегда, сапоги, но перед сном вдруг говорит своей жене:

– Слушай, жена, что… если сегодня ночью не ложиться спать, а посмотреть, кто это нам сапоги шьет?

Жена обрадовалась и сказала:

– Конечно, не будем ложиться, давай посмотрим.

Зажгла жена свечку на столе, потом спрятались они в углу под платьями и стали ждать…

(Братья Гримм. «Маленькие человечки».)

3) – Не печальтесь, хозяин. Дайте-ка мне мешок да закажите пару сапог, чтобы легче было бродить по лесу, и вы увидите, что вас не так уж обделили, как вам это сейчас кажется.

Хотя хозяин и сам не знал, верить этому или нет, но он хорошо помнил, на какие хитрости пускался этот плут, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мертвым, то повиснув на задних лапках, то зарывшись чуть ли не с головой в муку. Кто его знает, а вдруг и на самом деле он чем-нибудь поможет в беде!..

(Ш. Перро. «Кот в сапогах».)

4) …Вошли они все в воду и тоже в тине завязли. Стоят и кричат:

– Помогите – тонем! Помогите – тонем!

Кричали до тех пор, пока рыбак за ними с того берега на лодке не приехал и из реки не вытащил. Обогрелись храбрецы, обсушились и пошли по домам.

– Не буду я больше путешествовать, – сказал Шульц.

– Конечно, лучше дома сидеть, – сказал Якли.

– Дома тепло, – сказал Марли.

– Дома сухо, – сказал Ергли.

– Дома никто тебя не тронет, – сказал Михель.

– Дома можно на перине спать, – сказал Ганс.

– Дома я никого не боюсь, – сказал Вейтли, который теперь шел впереди всех. Вот так храбрецы!..

(Братья Гримм. «Семеро храбрецов».)

5) …Но не одни только муравьи готовились к встрече зимы. Этим были заняты все жуки, пауки, букашки, козявки – а их на свете 94 квантильона 18 квадрильонов 400 триллионов 520 миллиардов 880 миллионов 954 тысячи 369!

Попробуй-ка напиши это число!

Мне сказали, что их ровно столько, но я не поручусь, что это правильно. Может быть, их всего только 94 квантильона 18 квадрильонов 400 триллионов 520 миллиардов 880 миллионов 954 тысячи 368.

Земля уже покрылась инеем – семь миллионов застывших капель, семь миллионов жемчужин было рассыпано по земле, и никто их не поднимал…

(Ц. Топелиус. «Солнечный луч в ноябре».)

6) …Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее за то, что она замешкалась у источника.

– Простите, матушка, – сказала бедная девушка. – Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз и жемчужины и два крупных алмаза.

– Смотрите-ка! – сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. – Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга… Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст…

(Ш. Перро. «Подарки феи».)

7) …Весь день стоял он, не сводя глаз с окна. Комнатка в сумерки казалась еще уютнее. Печка бросала вокруг себя такой мягкий свет, каким не светить ни луне, ни солнцу. Куда им!

Так светить может лишь печка, когда брюшко у нее набито. Один раз это брюшко приоткрыли, и алые блики заиграли на белом лице и даже на груди снеговика.

– Нет, я не вынесу! – сказал он. – Как она мило высовывает язык, как это идет к ней!

Ночь была долгая-предолгая, только не для снеговика. Он весь отдался своим прекрасным мечтам и дремал, потрескивая на морозе…

(Х.-К. Андерсен. «Снеговик».)

II. Сообщение биографии Х.-К. Андерсена.

Рассказывает учитель или подготовленный ученик.

Х.-К. Андерсен родился в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. Чего он только не переделал в юные годы: и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена.

В 1835 году он издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Свинопас», «Дюймовочка». Всего Андерсен написал 170 сказок.

III. Сообщение темы урока.

– Расшифруйте название сказки, которую мы будем сегодня читать. Читайте через букву справа налево:

ЕПОКНЬТЖЯЩОЛРГЕЮВЦЕФН ЕРОЗМЯАБС

IV. Знакомство с текстом сказки «Самое невероятное» (чтение по смысловым частям учителем и детьми).

V. Работа с текстом сказки.

1. Беседа по вопросам.

– Объясните, что же «самое невероятное» произошло в сказке?

– Каким вы себе представляете разрушителя часов?

– Справедливо ли был наказан разрушитель часов?

2. Чтение по частям и составление плана.

3. Творческая работа «Невероятные часы». Работа в группах.

Нарисовать двенадцать картин. Поиск ответа на вопрос: почему произведение искусства не погибло?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из эпизодов сказки; в Толковом словаре посмотреть значение незнакомых слов.