Цели: продолжать знакомить учащихся с литературой второй половины XX века; прививать детям интерес к литературе, поэзии, учить чувствовать произведения, понимать их; пробуждать в учащихся чувства сопереживания, сострадания, любви к живому.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель спрашивает учеников о том, выучил ли кто-нибудь из них наизусть стихотворение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…». Учащиеся рассказывают стихотворение наизусть, затем несколько человек выразительно читают стихотворение по учебнику.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы прочитаем стихотворение поэта, который сразу после войны считался одним из самых одарённых поэтов своего поколения. Однако потом он постепенно отходит от литературы, в какой-то момент замолкает совсем, чтобы вернуться после смерти настоящим обвалом стихов. Этот поэт – Борис Слуцкий. Критик Ю. Л. Болдырев в предисловии к книге Б. Слуцкого «Я историю излагаю…» сказал об её авторе такие слова: «…поэт (Слуцкий) сделал нечто, в русской поэзии до того небывалое: лирическим и балладным стихом он написал хронику жизни советского человека, советского общества за полвека с 20-х до 70-х гг.».
– Стихотворение, которое мы прочитаем, поэт посвятил писателю Илье Григорьевичу Эренбургу, оно называется «Лошади в океане».
Учитель выразительно читает стихотворение Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».
Высказывания учащихся.
– Чем вас поразило стихотворение?
– Какими вы увидели лошадей?
– Каким чувством наполнено стихотворение?
– Как характеризует автора это произведение?
Затем учащиеся вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая интонацию, соответствующую произведению.
IV. Итог урока.
– О чём заставил задуматься урок?
– Что он вам открыл?
? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» (с. 134–140, часть 2-я), выполнить к стихотворению рисунок (по желанию учащихся); подготовиться к обобщающему уроку; написать сочинение на тему «Тихая моя Родина».