Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова; учить детей видеть и различать добро и зло; понимать глубину содержания произведения, воспитывать чувства сопереживания, сострадания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Слушание подготовленного чтения стихотворения.
Учащиеся выразительно читают наизусть или по учебнику стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». (Так как детям не задавалось выучить стихотворение наизусть, то учителю следует спросить: «Захотелось ли кому-нибудь выучить стихотворение наизусть? Кто выучил стихотворение наизусть?»)
2. Проверка письменной работы учащихся.
– Какие эпитеты, метафоры, сравнения нашли в стихотворении? (Эпитеты: утёсистые громады, лукавый вид. Сравнения: старец-море. Метафоры: Терек воет, Терек дик, Терек злобен, плач его (Терека) подобен… слёзы летят, приветливо ласкаясь, журчит; погулял я (Терек), отдохнуть бы мне (Тереку), вскормлен грудью облаков, вечно спорить готов, стадо валунов.)
Учителю следует сообщить учащимся о том, что такая метафора, в которой признаки живого существа переносятся на неживые предметы или понятия, называется олицетворением. Именно приём олицетворения и использовал М. Ю. Лермонтов, описывая Терек.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
Учитель сообщает ученикам о том, что сегодня на уроке они прочитают турецкую сказку, которую пересказал М. Ю. Лермонтов.
– В сказке вам будут встречаться непонятные слова, слова из турецкого языка, но рядом, в скобках, вы найдёте пояснения, которые даёт М. Ю. Лермонтов.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.
– Что хотите сказать?
– Кто вам больше всего понравился?
– Чем?
– Кто не понравился?
– Почему?
– Что особенно удивило?
IV. Итог урока.
? Домашнее задание: перечитать ещё раз сказку «Ашик-Кериб»
(с. 99–113, часть 1-я); выписать в тетрадь по чтению характеристики Ашик-Кериба, Магуль-Мегери, Куршуд-бека; подготовиться отвечать на вопросы, данные на странице 113 учебника (часть 1-я).