Уроки 25–26 ЛИРИКА ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (урок внеклассного чтения)

0
658
страны мира

Уроки 25–26
Лирика поэтов Серебряного века
(урок внеклассного чтения)

Цели: развивать навыки правильной устной речи (выразительность, доказательность, логичность); развивать интерес к поэзии серебряного века; провести подготовку к контрольному сочинению.

Ход уроков

Наследие поэтов, даже отдельные их создания, неизмеримо сложнее и богаче любых деклараций и теоретических построений. Полемические столкновения остаются в прошлом, жизнь искусства не имеет временных границ… Серебряный век отмечен совокупностью феноменальных поэтических талантов.

I. Интеллектуальная разминка.

Ответив на вопросы, вы проверите свои знания по изученной теме.

1. «…Символизм можно назвать… «поэзией намеков», – писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Если символизм – «поэзия намеков», то как по аналогии можно определить акмеизм и футуризм? (Акмеизм – поэзия точности (ясности), футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).)

2. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

(а) Для символистов нехарактерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности точности поэтического языка; б) ошибочным является утверждение о расплывчатости поэтических формулировок в лирике акмеистов: стремление к ясности и точности в максимальной степени отличает их поэтический язык.)

3. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие цитаты из статей поэтов серебряного века?

А) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

В) «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого их них, причем вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия – все явления братья».

(а) Символизм; в приведенной цитате из статьи О. Мандельштама в пародийно преувеличенном виде представлена одна из граней поэтики символизма; б) футуризм; цитируется 4-й пункт футуристического манифеста из сборника «Садок судей II»; в) акмеизм; высказывание принадлежит Гумилеву (статья «Наследие символизма и акмеизм»).

4. Стилевые черты какого литературного течения стали предметом пародии в стихотворении В. Соловьева?

… Призрак льдины огнедышащей

В ярком сумраке погас,

И стоит меня не слышащий

Гиацинтовый Пегас.

Мандрагоры имманентные

Зашуршали в камышах…

(В стихотворении В. Соловьева пародируется символизм: стремление к обновлению поэтического языка выражалось в активном использовании оксюморонов, экзотических по звучанию и значению (часто редких или архаичных) слов и неожиданных сочетаний.)

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивание и обсуждение домашних работ учащихся
(устных рассказов на тему «Мой любимый поэт серебряного века»).

III. Подготовка к контрольному сочинению.

Работа в парах.

Анализ предложенного примерного текста сочинения. Обратить внимание, что главное в работе – рассказать, что понравилось в творчестве названного поэта, поэтому остановиться на тех темах и произведениях, которые привлекли особое внимание.

Раздаточный материал.

Мой любимый поэт Серебряного века

…Странный поэт, какие должны в нем таять воспоминания, какой вкус на его губах, горький, густой и неисчезающий.

Пунин

Серебряный век – это эпоха творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Блестящее созвездие известных мастеров просто ошеломляет: Гиппиус, Брюсов, Цветаева, Блок… Можно бесконечно продолжать этот список.

В истории русской словесности есть имена-камертоны, само звучание которых призывает думать о явлениях куда более широких, чем конкретное их творчество. Одно из таких имен – Николай Гумилев. Как в чистом бриллианте, преломляясь, солнечный луч являет глазу целый спектр, так и в судьбе этого поэта я вижу преломление многих талантов, отражение его трех ипостасей: он поэт, путешественник, воин.

Обычно говорят: в день, когда он родился…

Николай Степанович Гумилев родился ночью, в Кронштадте, сотрясаемом именно в эти часы штормом. Старая нянька, глядя на разыгравшуюся бурю, простодушно увидела в этом некий своеобразный знак, сказав, что у родившегося «будет бурная жизнь». В сущности, она оказалась права.

Рано проявились таланты будущего поэта. В детстве он любил рисовать и сочинять, мечтал о путешествиях, выделяя из прочих предметов географию. Еще будучи студентом Царскосельской гимназии, девятнадцатилетний Гумилев выпустил первый свой сборник – «Путь конквистадоров».

Конечно, не следует завышать успехи молодого поэта, но, думается, и слишком уж занижать их тоже не стоит. Будь они только подражанием, вряд ли на них откликнулся бы Брюсов, написавший о «нескольких прекрасных стихах, действительно удачных образах».

Чтение юношеских стихов талантливого поэта для меня – игра. Ведь самый обычный «жест» для раннего Гумилева – перенесение себя и читателей в сон, перемещение в пространстве и времени, перевоплощение в кого угодно.

Стоит только дать волю воображению – и начинается карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: конквистадор, царь в алмазном венце и даже попугай с Антильских островов.

«Путь конквистадоров» интересен и тем, что в нем уже явно запечатлен образ, к которому стремился тогда Гумилев, и самой демонстрацией умения писать стихи:

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду…

«Конквистадором» был сам поэт, и звездою, которую он «весело преследовал», – поэзия и страсть к путешествиям.

Поэт и путешественник не боролись в этом человеке; они не только мирно уживались, но и были необходимы один другому, дополняли и взаимно обогащали друг друга.

Н. С. Гумилев – литератор, автор стихов, рассказов, рецензий, но его имя связывают и с путешествиями, особенно после участия в эфиопской экспедиции академика Радлова. Коллекция, привезенная поэтом и его племянником Н. Л. Сверчковым из Африки, по мнению специалистов, стоит на втором месте после коллекции Миклухо-Маклая. А чего стоят «Африканский дневник» и книга стихов «Шатер» – замечательное описание дальней земли!

Одним из самых прекрасных произведений об Африке я считаю стихотворение Гумилева «Жираф». Все оно особенное:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный ходит жираф…

И начинается таинственная и грустная сказка «про черную деву, про страсть молодого вождя… про тропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав…» Потрясают необычные сравнения:

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней.

Поэт, путешественник Н. С. Гумилев, отложив прочие дела, в 1914 году был записан добровольцем в кавалерию, что было не просто, так как еще в 1907 году из-за болезни глаз его признали неспособным к военной службе. Так начинала реализовываться третья ипостась человека, о котором привыкли потом говорить: поэт, путешественник, воин. Два Георгиевских креста – так оценили его бесстрашие, поистине легендарную храбрость и мужество, о котором затем говорили все мемуаристы.

В 1915 году вышла в свет новая книга – «Колчан». В ней собраны стихи, передающие состояние человека на войне. Это были и первые эмоциональные оценки:

И воистину светло и свято

Дело величавое войны;

и более глубокие открытия:

Словно молоты громовые

Или воды гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

Одно из лучших произведений сборника, «Пятистопные ямбы», которое, как узор по ковру, выткано нитками лет и дней, формировавших основу души поэта, подводит своего рода итог всему предыдущему творчеству: и любовь, и путешествия, и война, и экзотика нашли отражение в этой поэме.

О творчестве моего любимого поэта серебряного века, о музыке его стихов можно говорить бесконечно долго и много. Поэзия Николая Гумилева – это вся его жизнь, занятая поисками красоты.

В 1921 году поэт был расстрелян по ложному обвинению в участии в заговоре против Советской власти. Но остались его Книги, Осталось его Слово, о котором через семьдесят лет после смерти Гумилева критик С. Чупринин написал: «Он возвысил Слово над «низкой жизнью»… И дальний отсвет этого Слова лег на стихи самого Николая Гумилева, на всю его счастливую, страдальческую, легендарную судьбу».

IV. Итог уроков.

Домашнее задание.

Готовиться к контрольному сочинению по теме «Мой любимый поэт серебряного века».

поурочные планы, 11 класс, русская литература