Уроки 18–19 «ПЕЧАЛЬ МОЯ ПОЛНА ТОБОЮ…» (А. С. ПУШКИН) (СТИХИ А. С. ПУШКИНА О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ)

0
561
информатика

Уроки 18–19
«Печаль моя полна тобою…» (А. С. пушкин)
(Стихи А. С. Пушкина О дружбе и любви)

Цели: рассказать о друзьях Пушкина, о роли дружбы, выросшей на основе общих идейных интересов, – самых сильных и глубоких в жизни поэта; заинтересовать стихотворениями, посвященными И. Пущину, А. Дельвигу, В. Кюхельбекеру, П. Чаадаеву и другим; помочь почувствовать поэтическое обаяние, лиризм стихотворений о дружбе и друзьях; познакомить учащихся с любовной лирикой Пушкина; раскрыть благородство, красоту, искренность чувств поэта; рассказать об адресатах пушкинской лирики.

Наглядные пособия: репродукция с картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», портрет Пущина работы А. Д. Соболевского, портреты и фотографии лицейских друзей поэта. Записи романсов М. Глинки, А. Алябьева, Н. Римского-Корсакова на стихи Пушкина. Портреты Н. Гончаровой, А. Керн, Е. Воронцовой, А. Олениной, воспетых А. Пушкиным.

Ход уроков

Эпиграф к уроку:

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина.

В. Г. Белинский

I. Проверка домашнего задания.

1. Сообщение «Пушкин – певец природы» (с чтением стихов о природе).

2. Чтение (наизусть) и анализ стихов «Осень» или «К морю».

II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.

А. С. Пушкин приобрел друзей еще в лицее. Особенно сблизился с И. И. Пущиным, А. А. Дельвигом, В. К. Кюхельбекером. Пушкина объединяло с лицеистами «кипение» ума, вольность мысли, творческое соперничество, заветы честного служения отечеству, любовь к искусству.

Большую роль в жизни поэта играли близкие отношения с Чаадаевым, Пестелем, Рылеевым, Вяземским, Нащокиным. Пушкин умел ценить дружбу и много писал о своих друзьях.

III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.

1. Дружба И. И. Пущина и А. С. Пушкина. (Рассмотреть портрет Пущина работы А. Д. Соболевского. Рассказать о дружбе Пущина и Пушкина (использовать материалы из «Записок о Пушкине» И. И. Пущина). Чтение стихотворения «Пирующие студенты» (1814 г.). Что объединяет друзей?)

2. Приезд И. И. Пущина в село Михайловское в 1825 г. (Рассмотреть репродукцию с картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Зачитать из «Записок» Пущина о встрече друзей: «Кони несут среди сугробов… Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика… Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим… Наконец пробила слеза».)

Чтение стихотворения «Пущину» (1826 г.).

3. Судьба И. И. Пущина.

Иван Пущин участвовал в событиях 14 декабря 1825 г. Был осужден. В Чите от А. Г. Муравьевой получил стихотворение «Пущину». Больше друзья не увиделись. О дуэли и смерти Пушкина Пущин узнал в ссылке. «Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история и если бы я был на месте К. Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить жизнь поэта-товарища, достояние России…

В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех, умеющих отыскивать его живого в бессмертных его творениях…»

Через много лет Пущин возвратился из ссылки.

4. Сообщения учащихся о А. А. Дельвиге и В. К. Кюхельбекере.

Антон Антонович Дельвиг – поэт, критик. Знакомство с Пушкиным на вступительном экзамене переросло в тесную дружбу. Дельвиг хорошо знал древнюю поэзию, писал стихи. Его перу принадлежит лицейский гимн. Дельвиг был первым, кто объявил Пушкина «поэтическим наследником Державина», послал тайком стихи друга в журнал. Но идеи декабризма были ему чужды, а восстание 14 декабря 1825 года он осудил. Отрицательно относясь к восстанию, Дельвиг сохранил привязанность и сочувствие к осужденным.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер (Кюхля) – поэт, драматург, критик. Декабрист. Литературные занятия и вольнолюбивые настроения сблизили его с декабристами. Стихотворение Кюхельбекера «Поэты» (1820 г.) было политическим вызовом властям. За участие в восстании 14 декабря 1825 г. Кюхельбекера приговорили к смертной казни, но потом приговор заменили 20-летней каторгой и пожизненным поселением в Сибири. В ссылке он тяжело заболел (туберкулез) и ослеп.

До последних дней занимался литературой. Кюхельбекер душевно был близок Пушкину.

5. Чтение стихотворений «Кюхельбекер», «Дельвигу», «Друзьям», «К Языкову» и другие (по выбору).

6. Стихотворение «19 октября» (1825 г.), выразительное чтение.

День открытия лицея 19 октября 1811 г. лицеисты отмечали каждый год. Пушкин находился в ссылке и не мог в день годовщины открытия лицея быть вместе с друзьями. Он прислал свое послание.

Беседа по вопросам:

1) Как поэт обращается к друзьям?

2) Кого из лицейских друзей и в связи с чем вспоминает?

3) Что говорит о дружбе?

4) Как меняется эмоциональный тон стихотворения?

Лицей навсегда остался в памяти поэта как «колыбель вольномыслия», как «лицейская республика». Стихотворение «19 октября» – гимн дружбе, признание в любви друзьям.

IV. Любовная лирика А. С. Пушкина.

Урок можно продолжить прослушиванием романсов М. Глинки, А. Алябьева, Н. Римского-Корсакова на стихи Пушкина.

Рассказ об адресатах лирики.

1. По свидетельству Марии Николаевны Волконской, Пушкин, «как поэт, …считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел».

Заметный след в жизни поэта оставило чувство к Елизавете Воронцовой. С ней он встретился в Одессе в 1823 г. Это была блистательная аристократка. Она сразу привлекла внимание поэта… Перед разлукой Е. Воронцова подарила Пушкину перстень с красным сердоликом. (Этот камень считался на Руси символом страсти и любви.) Воронцовой посвящены стихи «Талисман», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман». (Прочитать.)

2. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновение…», 1825 г.) – целая «поэма» о подлинной любви, о ее этапах…

Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, которую поэт встретил впервые на балу в доме Олениных (Петербург, 1819 г.). Через несколько лет в Тригорском состоялась вторая встреча А. П. Керн и А. С. Пушкина. Вторая встреча стала событием в жизни поэта.

Беседа по вопросам:

1) Перечитаем стихотворение. Как оно построено? (Четко делится на три равные части, по две строфы в каждой.)

2) Как показано развитие интимного чувства? (I часть – рассказ о любви, II часть – угасание любви, опустошение души, III часть – счастье, восторг, ощущение полноты жизни.)

3) Отметим черты, которыми поэт наделяет женский образ. Есть ли в стихотворении черты реальной А. П. Керн? (Даны самые общие контуры пленительного женского образа. Единственная черта – «нежный голос»: Керн прекрасно пела.)

4) Какое значение вкладывает поэт в слово «гений»?

5) О любви или о способности любить это стихотворение?

6) Что говорится в стихотворении о самом поэте? Какие подробности его жизни представлены в нем? (Поэт от имени влюбленных обращается к любимой, утверждая, что любовь пробудила его к жизни. Любовь похожа на вдохновение.)

3. Стихотворение «Я вас любил…» (1829 г.) посвящено Анне Олениной. Чувство поэта к Олениной было глубоким, ярким. Пушкин сватался к Анне Олениной, но получил отказ. Родители сочли поднадзорного поэта слишком рискованной партией для своей дочери. (Отец Олениной был Президентом Академии художеств и директором Публичной библиотеки.)

Беседа по вопросам:

1) О чем стихотворение? (Это признание поэта в угасании любви, неизбежности расставания.)

2) Почему нельзя сказать, что стихотворение с начала до конца развития лирического сюжета окрашено элегическим чувством грусти?

3) Как вы восприняли заключительную строку? (Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой ему дорог: «Я не хочу печалить вас ничем». Любимой женщине он желает полного счастья.)

Олениной посвящены стихи «Ее глаза», «Язык любви болтливый», «Не пой, красавица, при мне». (При наличии времени можно стихи прочитать.)

4. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
(1829 г.).

Стихотворение адресовано Наталье Николаевне Гончаровой.

Беседа по вопросам:

1) Как во второй строфе выражается нарастание светлого чувства любви?

2) Какую роль в стихотворении играет описание природы?

3) Какой смысл имеют поэтические оксюмороны («печаль моя светла», «грустно и светло»)?

Выводы. Каждое стихотворение – свой неповторимый мир, свои оттенки развития чувства любви. Разлука, грусть, страдания сопутствуют самым лучшим стихотворениям Пушкина о любви.

В любовной лирике поэта отчетливо проступает мысль, что любовь, даже неразделенная, даже безответная, – огромное благо. Пушкин воспринимает любовь как удивительный, божественный дар. Любовь – прекрасное чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью, помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.

Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение «Стихи Пушкина о дружбе и любви».

2. Выучить наизусть, проанализировать стихи «К***» («Я помню чудное мгновение…»), «Я вас любил…» (по выбору).

3. Индивидуальные задания:

1) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…».

2) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Памятник», «Пророк», «Эхо», «Поэт» и другие.

поурочный план, 10 класс, русская литература