Урок № 48: Океаны и моря у берегов Африки.

0
644

Цель урока: 1) Сформировать знания о физико-географическом положении материка Африка; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта Африки. 2. Физическая карта мира.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Население (320 млн. человек, первые люди заселили 15-17 тыс. лет назад; индейцев – 10%; инки; метисы; мулаты; самбо; креолы)

2. Страны (Андские страны и Равнинного Востока)

3. Страны Равнинного Востока (5-е место по площади территории – Бразилия)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Автор записей «Хождение за три моря» (Никитин)

2. Количество высотных поясов зависит от (высоты гор и географического положения)

3. Коэффициент увлажнения – это отношение годового количества (осадков к испаряемости)

4. Компоненты географической оболочки связаны в единое целое за счёт (круговорота вещества и энергии)

5. Если солёность воды 18 %, то сколько разного вещества можно получить из 1л воды Чёрного моря? (18 г)

6. Одной из причин смены времён года на Земле является (наклон земной оси к плоскости орбиты)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Каковы особенности географического положения материка? Обратите внимание на пересечении материка экватором и Гринвичским меридианом. Расположение в полушариях.

V.Объяснение новой темы.

1. Особенности материка (второе место по площади – 30,3 млн. км², самая длинная река мира – Нил имеет длину 6671 км, площадь Сахары 7 млн. км²; самая высокая температура в Эль-Азизие +58°С; Килиманджаро – 5895 м; Ассаль – самая низкая точка – 153 м; Мадагаскар имеет площадь 590 тыс. км²; самое большое озеро Виктория имеет площадь 68 тыс. км²; глубина озера Танганьика 1470м; высота водопада Тугела 933 м)

2. Географическое положение.

3. Океаны и моря у берегов Африки (Атлантический и Индийский океан, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Красное море, заливы Гвинейский и Сидра, полуостров Сомали; острова Мадагаскар, Занзибар, Сокотра, Коморские, Сейшельские, Маскаренские на востоке и Мадейра, Канарские, Зеленого мыса и Гвинейского залива на западе)

4. Воды Атлантического океана (Гвинейское течение, Бенгельское)

5. Бассейн Индийского океана (Красное море самое соленое в мире, Сомалийское холодное течение, Мозамбикское и Мадагаскарское течение)

6. История исследования Африки (в XIV в. арабский путешественник Абу ибн Батута; в 1497 – 1498 г. Васко да Гама; в 1849 г. Давид Ливингстон; Генри Стэнли по реке Конго; в XIX в. В. В. Юнкер; в 1926 – 1927 годах Н. И. Вавилов доказал, что родиной твердых сортов пшеницы является Эфиопия)

VI.Усвоение новой темы.

1. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

2. Остров Мадагаскар отделён от материка проливом (Мозамбикским)

3. Самое глубокое озеро Африки (Танганьика)

VII.Домашнее задание. § 44, страница 168 – 169, на контурной карте обозначить заливы, проливы, острова, полуострова, крайние точки, моря, океаны, течения, самую высокую и самую низкую точку

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Африка – самый жаркий материк, так как находится между двумя тропиками. Крайние точки материка находятся в четырех разных полушариях.