Цель урока: 1) Сформировать знания об особенностях географического положения Южной Америки, с историей открытия и исследований материка;
2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Физическая карта Южной Америки. 3. Картина «Пролив Магеллана»
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- Географическое положение материков южного полушария (материк Гондвана раскололся на Южно-Американскую, Африкано-Аравийскую, Индостанскую, Австралийско-Антарктическую плиты, открылось дно Атлантического и Индийского океанов, позже Африкано-Аравийская и Индостанская плиты присоединились к Евразии, а Южно-Американская через Панамский перешеек – к Северной Америке; сходства – на большей части Южной Америки, Африки и Австралии – высокие температуры в течение всего года, самые широкие участки материков – в субэкваториальных и тропических широтах, пересекаются тропическим кругом; различия – Австралия – самый сухой и жаркий, Антарктида – самый холодный материк (на территории южного полярного круга, толщина льда
4000 м ); экватор пересекает Африку посередине, а Южную Америку – в северном полушарии; в Африки климатические пояса повторяются два раза; в Африке – самая большая пустыня; особенности географического положения материков формируют различные природные условия – от вечной зимы Антарктиды до вечного лета других материков) - Рельеф (преобладают равнины, соответствующие древним гондванским платформам, на которых выступают кристаллические породы щитов (остаточные плоскогорья; на выровненных впадинах – плоские равнины; горные системы на побережье – Анды, Атласские горы, Большой водораздельный хребет; в местах столкновения плит вулканические пояса, глубинные разломы – разъединилась Аравия и Африка, образовалось Красное море, полоса разломов заполнена Африканскими озерами; побережья мало расчлененные, мало заливов; доказательство единства материков в прошлом – живой мир)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Климат – это (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности)
2. Искажений больше на (мировой карте)
3. Географические координаты – это (точки пересечения широты и долготы)
4. Самая большая по площади природная зона (пустыня)
5. На Атлантическом побережье Северной Америки оседало население (стран Центральной и Южной Европы)
6. Максимум осадков в полупустынной зоне приходится на (весну и начало лета)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Назовите яркие особенности материка Южная Америка. Какова конфигурация материка?
V.Объяснение новой темы.
- Особенности материка (площадь 18, 3 млн. км ²,4-е место; Амазонка – самая многоводная река, годовой сток 7000 км³, бассейн 7 млн. км²; Анхель –
1054 м , Титикака на высоте3812 м , глубина 304, площадь 8300 км²; Охос-дель-Саладо –6880 м – самый высокий действующий вулкан в мире; Анды – длина9000 км , эстуарий Ла-Плата, длина320 км , ширина220 км ; г. Аконкагуа –6960 м ; полуостров Валдес –40 м ниже мирового океана) - Географическое положение (вместе с Центральной Америкой составляет Латинскую Америку; самая широкая часть – 5° ю. ш., острова Огненная Земля отделены Магеллановым проливом)
- Океаны у берегов материка (материковая отмель узкая, Тихоокеанский берег обрывистый, сразу начинаются желоба; на севере Карибское море; влияние Тихого океана ограничено Андами; холодное Перуанское течение не приносит осадки – Атакама, раз в 10-12 лет образуется теплое течение Эль-Ниньо, которое на 18 месяцев преображает пустыню; гуано смывается ливнями в океан; в юго-западной части материка сухо из-за холодного течения Западных ветров; в Патогонии сухо из-за холодного Фолклендского течения)
- История открытия и исследования (Колумб в августе
1498 г . достиг реки Ориноко; совершил четыре экспедиции; из-за ошибки Колумба коренное население называют индейцами; Америго Веспуччи в1499 г открыл Венесуэлу, а в1501 г – Бразилию; Рио-де-Жанейро – «январская река»; Магеллан и Дрейк – проливы; Дрейк проплыл вдоль западных берегов и открыл остров Ванкувер в Северной Америке, далее отправился в Азию; Гумбольдт и Бонплан создали геологическую карту, описали течения в конце XVIII – XIX веков; Гумбольдт описал закономерность высотных поясов, написал 30-ти томный труд; Воейков – климат в1874 г ; Вавилов в 1932 – 33 гг. определил центры земледелия)
VI.Усвоение новой темы.
1. Анхель – самый высокий водопад в мире. Его географические координаты (5°с.ш. и 68°з.д.)
2.Самое большое высокогорное озеро в мире (Титикака)
3. Индейцы – коренное население (Америки)
VII.Домашнее задание. Стр. 136 0- 147, § 37, конт. карта
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Южная и Северная Америка составляют часть света Америку. Форма материка похожа на треугольник, простирающийся с субэкваториального пояса северного полушария до умеренного пояса южного полушария. Материк полностью расположен в западном полушарии. В Южной Америке еще много мест, куда не ступала нога человека, не изучена природа, полная тайн. До сих пор ожидают своих исследователей непроходимые зеленые леса, величественные вершины Анд, богатый животный мир.