Урок № 29. Ледники. Многолетняя мерзлота.

0
1140

Цель: ознакомить с причинами образования ледников, многолетней мерзлоты; сформировать представление о видах ледников, о снеговой линии; научить высчитывать высоту снеговой линии.

Оборудование: карту полушарий, таблица «Горные вершины».

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Задания на знание понятий, фактов.

– Что такое озеро? Какие бывают озера по происхождению?

– Что такое сточное и бессточное озеро?

– Заполните таблицу.

название озера

на каком материке

находится

соленое или пресное

сточное или бессточное

1.Байкал

2.Чад

3.Виктория

4.Танганьика

5.Мичиган

6.Эйр

– Заполнить таблицу.

название озера

на каком материке

происхождение котловин

1.Каспийское

2.Байкал

3.Ладожское

4.Сарезское

5.Аральское

Задания на знания закономерностей, причинно-следственных связей.

– Выберите из общего списка названия бессточных озер: Ладожское, Танганьика, Онежское, Каспийское, Чад, Виктория, Эйр.

– Почему сточные озера, как правило пресные, а бессточные – соленые.

– Эти озера являются самыми большими в европейской части нашей страны. Одно из них – самое крупное пресноводное озеро в Европе, другое – самое крупное соленое озеро в мире. Назовите их.

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

Мы с вами, к сожалению, можем наблюдать ледники только в кино или на картинке. А вот почему? Вам предстоит ответить по окончании изучения следующих вопросов.

Что такое «ледник»?

Какие условия требуются для образования ледника?

Как устроен ледник?

Какие виды ледников существуют?

? А почему лёд на нашем водохранилище или на реке Волчья нельзя назвать ледником? ( Быстро тает, на воде, не атмосферного происхождения).

Ледник состоит из двух частей:

1. Область питания.

2. Область таяния ледников.

(Снег – фирн – глетчер).

Лед в леднике постоянно накапливается и под действием силы тяжести начинает движение и попадает в область таяния ледника.

Между этими областями есть граница, которая так и называется – снеговая граница или снеговая линия.

(Уровень выше которого снег может накапливаться – стр. 98, слайд).

А при какой температуре лёд начинает превращаться в воду?

Т.Е.- снеговая граница – это граница нулевой температуры.

Процесс образования ледника очень медленный, поэтому речь идёт о летней температуре.

А где на нашей планете есть места с постоянно очень низкой температурой?

Откройте карту полушарий. Найдите в условных знаках (легенде карты) как обозначаются ледники? И где находятся?

( Здесь круглый год не тает лёд,

Лежат кругом снега.

А эскимос не прячет нос,

Когда на улице мороз. ГРЕНЛАНДИЯ.

Весь континент, –

Сплошная льдина,

Зимой и летом – холодина!

Закалка здесь необходима!

Бери, мой друг, пример с пингвина. АНТАРКТИДА

Давайте решим задачу.

Будет ли лежать снег на вершине горы, если у подножия температура воздуха +25 градусов.

1. Какую высоту имеет Килиманджаро?

5895 м или 5900м – см. атлас

2. Чтобы решить задачу дальше, мы должны знать, что при подъёме вверх на 1000м температура падает на 6 градусов. Ск. раз произойдёт падение температуры?

5999:1000 = 5,9 раз

3. На ск. градусов понизится температура с высотой?

6 * 5,9 = 35,4

4. Какой будет температура на вершине?

25 – 35,4 = – 10,4

Ответ: на вершине будет лежать снег – Б.

1 вариант. Горные ледники.

2 вариант. Покровные ледники.

Дайте характеристику ледников, заполнив схему.

Я назову Г. объекты, а вы попытайтесь отнести их к горным или к покровным типам

ледников: Кавказ, Анды, Гренландия, Антарктида, Гималаи, Аляска.

Какое значение имеют ледники:

– горные;

– покровные ?

Итог урока.

Мы нашли ответы на все вопросы, а теперь давайте обобщим изученное и ответим на основной наш вопрос.

1. Возможно ли образование ледников в нашей местности?

2. Что должно измениться, чтобы у нас появились ледники?

3. Посмотрите, а может ли из снега, который покрывает сейчас землю образоваться ледник?

Домашнее задание.

Изучить параграф 31, 32, выучить определение «ледник»