Урок № 24. Вода на Земле. Мировой океан – основная часть гидросферы

0
667
информатика

Цель: сформировать представление о гидросфере, Мировом круговороте воды в природе, его значении для жизни на Земле; о единстве вод Мирового океана; ввести понятия: «Мировой океан», «залив», «пролив», море», «архипелаг»; формировать умение работать с физической картой полушарий, обозначать на контурной карте географические объекты.

Оборудование: физическая карта Росси и полушарий, схемы учебника.

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Анализ контрольного тестирования по теме «Литосфера».

III. Изучение нового материала.

Вопросы классу:

1.Какие оболочки вы уже изучили?

2.Какую оболочку мы будем изучать сегодня?

Рассказ учителя.

Вода – самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благоприятное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других – создают обширные низменности. Удивителен этот минерал еще и тем, что вода находится в трех агрегатных состояниях.

Вопросы:

1.В каких трех состояниях находится вода?

2.При каких условиях вода может перейти с твердого состояния в жидкое?

3. Как вода может превратиться в водяной пар?

4.Какое значение для жизни на планете имеет то, что вода может переходить в газообразное состояние и наоборот? Как называется это явление в природе?

Мировой круговорот воды в природе.

Задание 1. Работа с рисунком 47, с.70 учебника №Схема Мирового круговорота воды».

Рассмотрите данную схему составьте рассказ о «путешествии» капельки воды в большом круговороте, если ее путь начинается с вашей местности.

Учитель.

Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал. Воды на Земле очень много. Посмотрите на физическую карту полушарий. Большая часть нашей планеты – это гидросфера.

Задание 2.

Работа с рисунком 46, с.69 «Объем воды на Земле»

Если земную поверхность разделить на десять земных частей, то семь из них придется на соленую воду (96%).

– Воды в ледниках заключено около 2, 5%. Не надо их путать с льдом, который образуется при замерзании воды. Ледники образуются из снега. Они возникают там, где выпадает снега больше, чем успевает растаять. Постепенно снег накапливается, уплотняется и превращается в лед. Ледниками покрыта 1/10 часть суши.

– Пресные подземные воды тоже составляют около 2% всей воды на Земле. Они располагаются в верхней части земной коры. Эти воды могут быть как солеными, так и пресными, холодными или теплыми и горячими.

– На воды суши приходится 0,02% воды. Эту воду человечество использует для своих нужд 9 в промышленности, с/х, в быту).

Задание 3.

Работа со схемой «Состав гидросферы».

1.Мировой океан.

2.Воды суши.

3.Вода в атмосфере.

Практическая работа № 8.

Тема «Обозначение на карте заливов, проливов, морей и островов»

Итог урока.

Большая часть суши занята водой, но соленой воды намного больше, чем пресной – 2%. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем, воды в наших реках, озерах, не убывает год от года. Кто же сделал наши водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.

Вывод.

Благодаря Солнцу, вода не пригодная для питья в результате круговорота превращается в пресную. Мировой круговорот взаимосвязывает между собой гидросферу, атмосферу . литосферу и биосферу.

Домашнее задание. § 23, вопрос 7 (письменно).