Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли; способствовать формированию представлений о горных породах и об отличиях минералов и горных пород, о
происхождении горных пород;
– организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения различать
происхождение горных пород по их свойствам;
Оборудование: таблица «Внутреннее строение Земли», презентация «Горные породы», коллекция горных пород.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Изучение нового материала.
– Посмотрите на схему:
План и карта – Литосфера – Гидросфера – Атмосфера – Биосфера.
– Мы приступаем к изучению новой темы.
Как она называется?
– Литосфера.
Учитель
– Сегодня мы узнаем о внутреннем строении Земли, строении земной коры, и о горных породах. Свои данные наблюдений вы будете заносить в таблицу.
Задание 1. Работа с учебником.
Рассмотрите рис.33,с.39 учебника. Каково внутреннее строение Земли? Какова толщина ядра, мантии?
внутреннее строение земли |
характеристика оболочек земли |
||
Состояние |
температура |
давление |
|
1.Земная кора |
Твердая |
С глубиной повышается на 3° на каждые |
Давление с глубиной повышается |
2.Мантия |
Твердая, пластичная, твердая |
Высокая температура + 2000° |
Падение давления в верхней части, потом высокое |
3.Ядро |
Внешнее жидкое, внутреннее твердое |
+ 10 000° |
Давление высокое, до 3 млн.атмосфер |
Учитель. Ребята, как можно назвать все эти образцы вместе, дайте им общее название? (Горные породы).
– Слайд № 2 «Загадки»
– Сейчас я вам загадаю загадки, но отгадывать вы будете не словами, а горными породами.
– Скажите, а что вы знаете о горных породах?
– . Чтобы вы хотели узнать нового о горных породах сегодня на уроке?
– Где встречаются эти горные породы?
– Учащиеся рассказывают, что они знают о породах и где они встречаются.
– Ребята, а теперь назовите мне тему нашего урока. (Горные породы и минералы)
Мы продолжаем путешествовать по стране Географических знаний. На прошлом уроке мы путешествовали с вами по горным странам, где есть вулканы и гейзеры. Наше путешествие сегодня будет в страну камня, где мы узнаем много интересного и занимательного.
Беседа На ваших столах с одной стороны – гранит, а с другой – полевой шпат, слюда, кварц.
с элемента- Гранит – это горная порода, а остальные – это минералы. Чем они отличаются?
ми исследо- Дайте им свое определение.
вания. На столах лежат и другие горные породы, сравните такие свойства, как масса, твердость.
Задание. Сравните по массе и твердости – известняк и гранит.
– Как вы думаете, почему у них разные свойства? (У них разное происхождение)
(Слайд № 3 )Магматические горные породы образовались из магмы и лавы.
– Что будет происходить с магматическими породами со временем, под воздействием Солнца, воды, ветра? (Начнут разрушаться) Слайд № 4.
– В какие породы они превратятся? (Осадочные обломочные) Слайд № 5.
– Посмотрите на следующие образцы – ракушечник, уголь, мел, известняк. Рассмотрите их внимательно, что вы увидели?
– Работа с учебником.
1.Прочтите, как называется тип осадочных пород, образовавшийся из остатков животных и
растений. Какие еще горные породы входят в эту группу. (Химические)
IΙΙ. Первичная проверка знаний. Слайд № 6.
Посмотрите на экран, перепишите названные горные породы в тетрадь в три столбика: первый столбик – магматические, второй – осадочные обломочные и третий – осадочные органические.
– А теперь подумайте, где образуются магматические породы? (Внутри земной коры)
– Какая там температура, давление? (Большое).
– А что будет, если их перенести в другие «враждебные» условия низкой температуры и давления?( Разрушатся и превратятся в осадочные).
– А что будет с осадочными породами, если они окажутся на большой глубине засыпанными другими породами? (Изменятся). Слайд № 7.
– Горные породы, которые претерпели изменения называются метаморфическими.
– Вывод – горные породы по происхождению делятся на три основные группы: магматические, осадочные и метаморфические.
Учитель. Сейчас мы с вами изучили горные породы, а кто мне скажет, что такое полезные ископаемые? Можно ли их назвать горными породами и минералами?
Полезные ископаемые – горные породы, которые человек использует в хозяйстве.
– Какие горные породы из вашей коллекции можно отнести к полезным ископаемым?
Задание. – Какие полезные ископаемые встречаются на территории нашего села?(Мел, глины, известняк, песок, мергель).
– Какие полезные ископаемые есть на территории нашей области? Где их используют?№9.
Учитель. В недрах Белгородской области сосредоточено большое разнообразие полезных ископаемых: рудных и нерудных. Такие полезные ископаемые как мел, глины, песок, известняк – добываются у нас уже сотни лет. Железные руды: магнитный железняк, красный и бурый – всего несколько десятков лет. Находятся в стадии изучения, поиска и разведки – золото. апатиты, никель, титан и др.
Задание. Найдите в вашей коллекции образцы красного, бурого и магнитного железняков.
Сравните их свойства. Чем они отличаются друг от друга?
Все эти три породы относят к группе – железные руды. Почему их так называют?
Задание. Проведем опыт и определим, чем магнитный железняк отличается от других железных руд. Работа с компасом.
– Как называется самое крупное в России месторождение железных руд? Курская магнитная аномалия (КМА).
Задание. Работа с картой. Нахождение КМА.
– Для определения твердости пород есть шкала Мооса , слайд № 10, 11, 12.
V. Закрепление.
– Отгадайте загадки
– Это интересно. Слайд № 22.
– Викторина. Слайд № 23.
VI. Итог урока. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Учитель. Сегодня мы с вами изучили внутреннее строение Земли, основные группы горных пород, их свойства, и как эти свойства зависят от происхождения горных пород.
VII. Домашнее задание. §11, 12. Для юных исследователей – узнайте, какие горные породы
встречаются в вашей местности, какого они происхождения.