Урок № 10. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

0
930

Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли; способствовать формированию представлений о горных породах и об отличиях минералов и горных пород, о

происхождении горных пород;

– организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения различать

происхождение горных пород по их свойствам;

Оборудование: таблица «Внутреннее строение Земли», презентация «Горные породы», коллекция горных пород.

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Изучение нового материала.

– Посмотрите на схему:

План и карта – Литосфера – Гидросфера – Атмосфера – Биосфера.

– Мы приступаем к изучению новой темы.

Как она называется?

– Литосфера.

Учитель

– Сегодня мы узнаем о внутреннем строении Земли, строении земной коры, и о горных породах. Свои данные наблюдений вы будете заносить в таблицу.

Задание 1. Работа с учебником.

Рассмотрите рис.33,с.39 учебника. Каково внутреннее строение Земли? Какова толщина ядра, мантии?

внутреннее строение земли

характеристика оболочек земли

Состояние

температура

давление

1.Земная кора

Твердая

С глубиной повышается на 3° на каждые 100 м.

Давление с глубиной повышается

2.Мантия

Твердая,

пластичная,

твердая

Высокая температура

+ 2000°

Падение давления в верхней части, потом высокое

3.Ядро

Внешнее жидкое,

внутреннее твердое

+ 10 000°

Давление высокое, до 3 млн.атмосфер

Учитель. Ребята, как можно назвать все эти образцы вместе, дайте им общее название? (Горные породы).

– Слайд № 2 «Загадки»

– Сейчас я вам загадаю загадки, но отгадывать вы будете не словами, а горными породами.

– Скажите, а что вы знаете о горных породах?

– . Чтобы вы хотели узнать нового о горных породах сегодня на уроке?

– Где встречаются эти горные породы?

– Учащиеся рассказывают, что они знают о породах и где они встречаются.

– Ребята, а теперь назовите мне тему нашего урока. (Горные породы и минералы)

Мы продолжаем путешествовать по стране Географических знаний. На прошлом уроке мы путешествовали с вами по горным странам, где есть вулканы и гейзеры. Наше путешествие сегодня будет в страну камня, где мы узнаем много интересного и занимательного.

Беседа На ваших столах с одной стороны – гранит, а с другой – полевой шпат, слюда, кварц.

с элемента- Гранит – это горная порода, а остальные – это минералы. Чем они отличаются?

ми исследо- Дайте им свое определение.

вания. На столах лежат и другие горные породы, сравните такие свойства, как масса, твердость.

Задание. Сравните по массе и твердости – известняк и гранит.

– Как вы думаете, почему у них разные свойства? (У них разное происхождение)

(Слайд № 3 )Магматические горные породы образовались из магмы и лавы.

– Что будет происходить с магматическими породами со временем, под воздействием Солнца, воды, ветра? (Начнут разрушаться) Слайд № 4.

– В какие породы они превратятся? (Осадочные обломочные) Слайд № 5.

– Посмотрите на следующие образцы – ракушечник, уголь, мел, известняк. Рассмотрите их внимательно, что вы увидели?

– Работа с учебником.

1.Прочтите, как называется тип осадочных пород, образовавшийся из остатков животных и

растений. Какие еще горные породы входят в эту группу. (Химические)

IΙΙ. Первичная проверка знаний. Слайд № 6.

Посмотрите на экран, перепишите названные горные породы в тетрадь в три столбика: первый столбик – магматические, второй – осадочные обломочные и третий – осадочные органические.

– А теперь подумайте, где образуются магматические породы? (Внутри земной коры)

– Какая там температура, давление? (Большое).

– А что будет, если их перенести в другие «враждебные» условия низкой температуры и давления?( Разрушатся и превратятся в осадочные).

– А что будет с осадочными породами, если они окажутся на большой глубине засыпанными другими породами? (Изменятся). Слайд № 7.

– Горные породы, которые претерпели изменения называются метаморфическими.

– Вывод – горные породы по происхождению делятся на три основные группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Учитель. Сейчас мы с вами изучили горные породы, а кто мне скажет, что такое полезные ископаемые? Можно ли их назвать горными породами и минералами?

Полезные ископаемые – горные породы, которые человек использует в хозяйстве.

– Какие горные породы из вашей коллекции можно отнести к полезным ископаемым?

Задание. – Какие полезные ископаемые встречаются на территории нашего села?(Мел, глины, известняк, песок, мергель).

– Какие полезные ископаемые есть на территории нашей области? Где их используют?№9.

Учитель. В недрах Белгородской области сосредоточено большое разнообразие полезных ископаемых: рудных и нерудных. Такие полезные ископаемые как мел, глины, песок, известняк – добываются у нас уже сотни лет. Железные руды: магнитный железняк, красный и бурый – всего несколько десятков лет. Находятся в стадии изучения, поиска и разведки – золото. апатиты, никель, титан и др.

Задание. Найдите в вашей коллекции образцы красного, бурого и магнитного железняков.

Сравните их свойства. Чем они отличаются друг от друга?

Все эти три породы относят к группе – железные руды. Почему их так называют?

Задание. Проведем опыт и определим, чем магнитный железняк отличается от других железных руд. Работа с компасом.

– Как называется самое крупное в России месторождение железных руд? Курская магнитная аномалия (КМА).

Задание. Работа с картой. Нахождение КМА.

– Для определения твердости пород есть шкала Мооса , слайд № 10, 11, 12.

V. Закрепление.

– Отгадайте загадки

– Это интересно. Слайд № 22.

– Викторина. Слайд № 23.

VI. Итог урока. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Учитель. Сегодня мы с вами изучили внутреннее строение Земли, основные группы горных пород, их свойства, и как эти свойства зависят от происхождения горных пород.

VII. Домашнее задание. §11, 12. Для юных исследователей – узнайте, какие горные породы

встречаются в вашей местности, какого они происхождения.