Урок «Почему важно соблюдать законы» (§ 7)

0
890
познание мира

Задача урока: помочь формированию уважения к закону.

Если говорить о познавательной стороне, речь идёт о ряде функциональных особенностей закона, а точнее права. Известно, что в условиях цивилизации право представляет собой нормативно-ценностный регулятор и в этой роли способствует установлению и поддержанию определённого общественного порядка, определению и сохранению границ свободы людей, причём такого порядка, когда происходит согласование свободы одних лиц со свободой всех других. И наконец, будучи социальным регулятором, право воплощает требования справедливости, равной меры и равного юридического подхода. Понятно, что уровень правовой пропедевтики, на котором предъявляются знания в 7 классе, не позволяет употреблять такие понятия, как «право», «функция», «регулятор». Авторы данного методического пособия стремятся разъяснить учителю, о чём, собственно, идёт речь.

Что касается учащихся, то, думается, в подростковом возрасте достаточно в общих чертах разъяснить такие важные для жизни общества задачи государственных законов, как установление и поддержание порядка, равной для всех справедливости, а также определения и сохранения границ свободы поведения.

План изучения нового материала

1. Закон устанавливает порядок.

2. Закон способствует справедливости.

3. Закон устанавливает границы свободы.

В ходе урока учитель использует текст Конституции РФ, а также ряд законов, упомянутых в параграфе.

Изучение первого пункта плана целесообразно начать с раздела «Путешествие в прошлое». Поскольку материал о Смутном времени знаком учащимся из курса истории, они могут сами прочитать его вслух — за исключением абзаца с выводами. В ходе беседы важно прежде всего обсудить вопрос о главных причинах Смуты (они указаны в тексте).

А затем следует предложить учащимся сделать собственные выводы. Поскольку Смута действительно крайне сложный период истории и вызывает множество различных мыслей, классу потребуется помощь учителя. Он может направить мысль учащихся в нужное для данного урока русло — к разговору о состоянии власти, законного порядка и справедливости. После этого сделанные школьниками выводы можно сопоставить с теми, что даны в учебнике.

Таким образом, беседа актуализирует центральную проблему урока — почему законы нарушать нельзя. Учащиеся получают самый первый и самый общий ответ на этот вопрос: потому что нарушения порядка и справедливости могут привести к чрезвычайно тяжёлым, даже трагическим последствиям.

На этом познавательном и эмоциональном фоне вполне уместно предложить школьникам подумать над вопросами: что такое порядок? Зачем он нужен? Выслушав ответы, учитель предлагает школьникам сопоставить высказанные в классе мнения с содержанием раздела «Закон устанавливает порядок в обществе». Поскольку беседа может занять довольно много времени, учителю стоит самому изложить содержание этого раздела. Здесь, после общих разъяснений о сути понятия «порядок» и роли закона в ус-

тановлении порядка, полезно привлечь текст Конституции РФ и какого-либо обыкновенного (текущего) закона (например, Закона РФ об образовании).

Первые представления о Конституции РФ у семиклассников уже есть. Можно рассказать в общих чертах о содержании той или иной главы Конституции. Акцент делается на том, что именно Конституция закладывает начала начал законного порядка в обществе, во всех сторонах (сферах) его жизни. Вместе с тем подчеркивается, что Конституция — только основание законного порядка. Идеи, заложенные в Конституции, получают своё развитие в обыкновенных законах.

Для примера можно взять конституционное положение «каждый имеет право на образование». Учитель разъясняет, что Конституция РФ в статье 43 устанавливает неотъемлемое право гражданина России на образование в самом общем виде. Но как и на каких принципах строится вся система образования, как управлять образованием в нашей стране, каковы общие требования к организации образовательного процесса, каковы основные права и обязанности обучающихся и т. д. — всё это подробно прописано в Законе РФ об образовании. Затем можно прочитать фрагмент и разъяснить содержание ряда статей этого Закона, скажем, статью 7 (часть 1) о государственных образовательных стандартах, или статью 15 (часть 6) о дисциплине в образовательных учреждениях, или статью 50 (часть 1) о правах и обязанностях обучающихся.

Аналогичным образом можно очень кратко познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ. Следует также отметить, что на одном из последующих уроков учащиеся будут знакомиться с Законом о воинской обязанности и военной службе.

Закрепить изученное лучше всего путём работы над вопросами рубрики «Проверь себя». В результате проделанной работы учащиеся смогут дать свой ответ на основной вопрос урока: почему нельзя нарушать законы? (Потому что закон устанавливает порядок в обществе.)

Другой вариант работы над первым пунктом предполагает увеличение доли самостоятельной деятельности учащихся. Классу предлагается ответить на два основных вопроса: почему человеческому обществу нужен порядок? Каков самый надёжный способ установления порядка в обществе? Ответы подготавливаются путём самостоятельного изучения содержания изучаемого раздела в учебнике.

Второй пункт плана затрагивает правовой аспект понятия «справедливость». Советуем акцентировать внимание учащихся на особой роли справедливости: она сближает мораль и законы. Как моральные правила, так и законы существуют именно для того, чтобы утверждать справедливость. Но они решают эту задачу по-разному. Мораль опирается только на совесть человека и на общественное мнение, оценки окружающих людей. Ввести мораль в виде общественного закона государство не может — ничего не получится. А вот позаботиться о том, чтобы закон был справедливым, — это уже задача государства. И чем больше справедливости в законах, тем лучше живётся людям.

Стремление утвердить справедливость в жизни общества через посредство закона можно увидеть при изучении даже самых древних законов. В учебнике приведены примеры из древнерусского Свода законов «Русская Правда», который дошёл до нас в списках XIII—XVIII вв. Складываться это Свод законов («Древнейшая правда») стал ещё при князе Ярославе Мудром в XI в. Но науке известны и более древние примеры. Учитель может напомнить классу о законах царя Хаммурапи, жившего около 4 тысяч лет назад, в XVIII в. до н. э. Провозглашая законы Вавилонского царства, Хаммурапи так объяснял свою цель:

«По велению Шамаша (главного бога Вавилона), великого судьи небес и земли, да сияет моя справедливость в стране…»1. Очевидно, правитель был уверен, что с помощью законов справедливость восторжествует.

1 Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М., 1980. — Т. 1. — С. 152—177.

Завершить изучение раздела советуем новым обращением к тексту Конституции РФ. Учитель может предложить классу прочитать в учебнике фрагменты

конституционных статей и выполнить задание, которое дано к этим статьям. Но прежде чем учащиеся приступят к выполнению задания, им следует вспомнить или перечитать в учебнике фрагмент о сути справедливости. Эти знания учащиеся смогут применить в ходе анализа конституционных статей.

В результате проделанной работы учащиеся убеждаются в том, что Конституция РФ утверждает справедливость и конкретно указывает, как её достигнуть: для этого нужно добиваться, чтобы каждый гражданин России обладал всеми правами и вместе с тем выполнял все гражданские обязанности.

Изучение третьего пункта рекомендуем начать с предложения семиклассникам самостоятельно поразмышлять над смысловым значением слова «свобода», дать свои краткие определения этого понятия. Дальнейшая последовательная постановка вопросов указанной рубрики даст возможность постепенно усложнять задачу, углублять ход рассуждений. Проделанная классом работа позволит учителю доступно изложить основные моменты содержания данного раздела. Тут важно обратить внимание учащихся на общефилософское и собственно юридическое определение свободы как возможности делать всё, что не нарушает закона, не приносит вреда другому.

Последнее особенно важно подчеркнуть, чтобы выделить одну из ведущих идей урока: подлинная свобода не может быть безграничной, беспредельной. Чтобы понять это, необходимо проговорить, к чему приводит её забвение, когда свобода оборачивается вседозволенностью, а то и беспределом. Можно предложить учащимся самим привести известные им примеры. Когда обижают младшего или слабого, отнимают у них деньги или вещи, пытаются решить спор с помощью грубой силы или когда нарушают школьную дисциплину, мешают проведению занятий, школьных мероприятий, прогуливают, отлынивают, не выполняют заданий и т. д. — всё это есть конкретные проявления ущемления прав другого человека, нарушения его свободы.

В качестве вывода рекомендуем предложить учащимся прочитать вслух абзац в тексте учебника, который начинается словами: «У людей есть только один способ избежать человеческой катастрофы — не причинять вреда другому…» (с. 82). Полезно также обратиться к тексту Конституции РФ, прочитать и обдумать некоторые статьи, прежде всего статью 17 (часть 3), где сказано, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других»1 людей. Далее целесообразно познакомить класс со статьями 21 и 22, в которых говорится о достоинстве личности, праве на свободу и личную неприкосновенность. Чтение статей и размышление над их содержанием поможет уяснению ведущей мысли данного раздела урока — о роли закона в закреплении границ свободы.

1 Конституция Российской Федерации. — М., 2009. — С. 7.

Завершая занятие, полезно обратиться к рубрике «Жил на свете человек». Лучше прочитать её содержание вслух, а затем обсудить вопросы раздела «Проверь себя».