Урок «Охранять природу — значит охранять жизнь» (§ 20)

0
1282
алгоритмы

Основная задача урока: формирование основ экологической этики, пробуждение чувства личной ответственности перед природой за своё поведение.

План изучения нового материала

1. Что значит относиться к природе по-человечески.

2. К чему приводит безответственность.

3. Экологическая мораль.

Текст учебного параграфа содержит несколько фрагментов, которые мы рекомендуем прочитать учащимся в классе самостоятельно. Это рассказ об учёных-биологах Пажетновых, пересказ сказки Н. Телешова «Белая цапля», материал об А. Швейцере, а также три главных правила экологической морали. Понятно, что такой объём материала требует времени для его освоения, поэтому учитель может сам определить, что именно из перечисленного будет изучено в классе, а что — в домашней работе.

В начале урока учитель коротко напоминает основные выводы предыдущего занятия — об отрицательном воздействии человека на природу, которое привело планету к тяжёлому экологическому кризису. Затем ставится ключевая проблема данного урока: что же должен делать человек, чтобы найти выход из сложившейся кризисной ситуации, как должен вести себя каждый из нас по отношению к природе.

Изучение первого пункта плана поможет школьникам ответить на вопрос о том, что значит относиться к природе по-человечески. Конечно, только тем, что будет сказано на уроке, проблема не исчерпывается. Но проделанная работа станет определённым шагом к осознанию как самой проблемы, так и собственной ответственности перед природой.

Лучше всего начать с рассказа о жизни семьи учёных-биологов Пажетновых и обсуждения помещённого в конце этого рассказа задания.

После завершения обсуждения можно поставить более сложную задачу: постарайтесь объяснить, что же побуждает учёных вести столь непростой образ жизни.

В ходе поиска наиболее точного ответа учитель помогает учащимся подойти к мысли о том, что учёные руководствуются тем глубоким внутренним, моральным чувством, которое называется ответственностью.

На наш взгляд, это центральный момент урока, поэтому советуем не жалеть на него времени. Предложите классу нарисовать словесный портрет ответственного человека. Важно иметь в виду, что о разных видах ответственности разговор уже шёл при изучении курса. В ходе совместного поиска учитель помогает отобрать наиболее важные черты и записывает их на классной доске. Может получиться, что чувство ответственности проявляется прежде всего в стремлении сделать что-то доброе, полезное для жизни. Кроме того, это стремление всегда активное, упорное, настойчивое, нередко требующее большого мужества. Уместно отметить и такие черты ответственности, как чувство тревоги за окружающих, стремление проявить о них заботу. И наконец, важно сказать об умении ответственного человека предвидеть последствия своих поступков, чтобы своими действиями не навредить, заранее предусмотреть возможные неприятности.

Для закрепления материала можно спросить у учеников, видят ли они проявление названных черт в деятельности учёных Пажетновых. Вопросы можно поставить в разной форме, один из вариантов дан в учебнике.

Вариантом изучения этого пункта плана для хорошо подготовленного класса может стать обсуждение вопроса об ответственности непосредственно после вводного слова учителя. И уже как к примеру ответственного поведения следует обратиться к деятельности Пажетновых.

Основная задача при изучении второго вопроса плана — обрисовать портрет безответственного человека. Здесь возможны варианты.

Один из них — рассказ учителя в сочетании с комментированным чтением отдельных фрагментов текста учебника. В этом случае учитель пересказывает сказку Н. Телешова «Белая цапля». Особое внимание советуем обратить на заключительную часть

— разговор отца с Изольдой, который заканчивается загадочной фразой короля о назначении человека. Советуем акцентировать внимание ребят на этих словах и предложить им подумать над ними.

Затем учащиеся выполняют задание, которое дано в учебнике (с. 217). После того как школьники скажут о последствиях решения Изольды, дадут ему оценку, появится возможность разгадать загадочную фразу короля. Скорее всего, учащиеся сами (или с помощью учителя) скажут примерно следующее: назначение человека как наиболее разумного из живущих на Земле существ состоит в том, чтобы стараться сохранять природу и вообще всё живое на нашей планете.

На основе этих рассуждений учитель может предложить классу составить ещё один словесный портрет — на этот раз человека безответственного, указать на присущие такому человеку черты. Все названные учениками черты также фиксируются на доске, а затем для сравнения вслух зачитывается фрагмент параграфа, в котором даётся портрет безответственного человека. Неважно, если прямого совпадения не будет. Учитель отметит, что тексты дополняют друг друга и делают портрет точнее и ярче.

Далее учитель предлагает классу изучить в учебнике раздел «Экологическая мораль». Ученики сами читают текст или прорабатывают его путём комментированного чтения.

В качестве закрепления материала советуем организовать беседу на основе заданий, данных в учебнике. Очень важно в ходе беседы записать на доске три главных правила экологической морали. Запись может быть заготовлена заранее и в нужный момент открыта на доске.

А завершит урок знакомство с личностью и идеями Альберта Швейцера в рубрике «Жил на свете человек». Если позволит время, желательно прочитать рассказ вслух. Заключительная беседа проводится на основе заданий к рубрике.

Задания рубрики «В классе и дома» могут быть предложены учащимся на выбор. При этом учитель может подчеркнуть, что задания 3—6 носят практический характер. Педагогически важно стимулировать стремление ребят выполнять их не формально, а проявлять инициативу и ответственность.