Цель: развивать умение различать слова с ъ и ь, правильно писать их.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какими словами вы дополнили пословицы?
– Прочитайте, назовите приставки в словах с разделительным ъ.
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
переход – 4 побег – ?
улов – 1 приезд – 3
– Определите, какую цифру нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ. (В приставке первого слова четыре буквы, отсюда цифра 4. В приставке второго слова одна буква, поэтому цифра 1. В приставке слова приезд три буквы, поэтому цифра 3. В приставке слова побег две буквы, значит, надо поставить цифру 2.)
– Сегодня мы составим цепочку из букв алфавита, которые стоят под номерами данных цифр: 4, 1, 2, 3. Какие это буквы? (Это буквы г, а, б, в.)
габв абвг бвга …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Правописание слов с разделительными ъ и ь.
1. Сравнение слов с ь и ъ. (упр. 359.)
2. Списывание с заданием.
На доске записан текст:
Отец об..явил нам об от..езде. Маш..на (под)к..тила (к)под..езду. Все сели по м..стам. Мы от..ехали (от)города и под..ехали (к)реке. (За)рекой в..днелас.. необ..ятная равнина. Вот и с..ло. Нас встретила тетя Мар..я. Мы бросилис.. в её об..ятия.
– Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
– Подберите однокоренные слова к словам место (вариант I), река (вариант II).
– Сделайте фонетический разбор слова Марья.
3. Повторение правил правописания. (упр. 360.)
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 361.