Урок 93.ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

0
597
информатика в школе

Урок 93.ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Цели: развивать умение писать приставки всегда одинаково, независимо от их произношения, и слитно; осознанно употреблять слова с приставками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какое стихотворение вы подобрали?

– Назовите слова с приставками. Обоснуйте свой ответ.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: перехо.., переез.., перегру..ка, перечница.

– Прочитайте слова. Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово – перечница, в нем пере – часть корня. В остальных словах пере – приставка.)

перезд перезздд …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Цепочка состоит из приставки и букв, которые являются орфограммами данных слов: переход – переходы, переезд – переезды, перегрузка – грузить. Количество букв-орфограмм в каждой последующей цепочке увеличивается на одну.)

IV. Изучение нового материала.

1. На доске записано слово: полетел.

– Прочитайте написанное слово. Разберите его по составу.

Учитель помогает определить суффиксы в данном слове.

– Докажите, что в слове полетел есть приставка. (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)

– Подберите к слову полетел однокоренные слова с другими приставками. (Залетел, отлетел, подлетел, пролетел, перелетел.)

Учитель записывает названные слова на доске, а учащиеся в тетради.

– Разберите слова по составу:

– Скажите, отделяются ли на письме приставки от корня? (Приставки не отделяются на письме от корня.)

– Почему приставки на письме нельзя отделить от корня? (Приставка является частью слова.)

– Найдите в данных словах приставки, которые пишутся не так, как произносятся. (В слове отлетел пишется приставка от, а произносится [ат]. В слове подлетел пишется приставка под, а произносится [пад]. В слове пролетел пишется приставка про, а произносится [пра]. В слове перелетел пишется приставка пере, а произносится [пири].)

– Зависит ли правописание приставок от их произношения? (Правописание приставок не зависит от их произношения.)

Учитель вывешивает таблицу «Правописание приставок».

– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.

– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план:

1) Как найти приставку в слове?

2) Можно ли на письме отделять приставку от корня?

3) Как пишутся приставки в словах?

2. Знакомство с правилом, с. 139.

V. Закрепление нового материала.

1. Списывание с орфографическим заданием. (упр. 329.)

2. Запись слов под диктовку с комментированием.

Учитель диктует слова: подбежать, просыпать, перебросить, обогнать, надрйзать, нарисовать, заплакать, отбежать, прочитать, поиграть, слететь, описать.

3. На доске записаны слова:

удоч..ка п..р..плёт

книга п..белка

ст..кан пр..бежка

заря..ка н..звание

кресло п..дст..канник

песня п..длокотник

окно п..плавок

ремонт пр..пев

произведение з..гадка

фольклор п..д..конник

– К каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Выделите в словах приставки, вставьте пропущенные буквы.

4. Работа над загадкой. (упр. 331.)

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как пишутся приставки в словах?

Домашнее задание. Упражнение 332, правило, с. 139.