Урок 9. ЗВУКИ И БУКВЫ. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я

0
717

Цели: развивать умение отличать звук от буквы; углубить знание о роли гласных букв е, ё, ю, я.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие слова называются однокоренными?

– Какие однокоренные слова, отвечающие на вопрос что делать?, вы подобрали?

III. Минутка чистописания.

– На доске записаны слова: б..льница, б..льной, б..льшой, б..леет.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Все слова начинаются на букву б, и во всех словах пропущена безударная гласная о, проверяемая ударением: больница – боль, больной – боль, большой – буль- ше, …)

– Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово большой, оно не является общим по смыслу с остальными словами.)

Ббо Ббоо Ббооо …

– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.

(Большая и маленькая буквы б сочетаются в цепочках с орфограммой данных слов – буквой о. Количество букв о в каждой цепочке увеличивается на одну.)

IV. Наблюдение над особенностями звука и буквы.

1. Работа над упражнением 34.

2. Работа по вариантам.

На доске запись:

Вариант I

Сухарь, пенал, пузырьки, сосна, голубь, сом.

Вариант II

Письмо, чашка, песок, большой, редька, кот.

– Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

3. Вывод: произнесенное слово состоит из звуков, а написанное – из букв. Буква – это знак для обозначения звука. Буквы ь, ъ звуков не обозначают.

Чтение сведений по языку на с. 18.

– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если первый звук в слове произносится мягко, вы сделаете наклон вперед, если твердо – наклон назад.

Учитель называет слова: весна, люстра, лист, пятка, солнце, сурок, кино, тетрадь, лютики, зонт, бобры, лыжи, ребята, люди.

V. Повторение гласных букв.

1. Записать гласные буквы в алфавитном порядке.

– Сколько гласных букв в русском алфавите?

2. Работа над упражнением 36.

VI. Наблюдение над ролью букв е, ё, ю, я.

1. На доске записаны слова: юла, яма, ели, ёжик.

– Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Сколько букв?

2. Чтение сведений по языку на с. 19, с. 20 (вверху).

– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

3. На доске запись:

Вариант I

Прямой – …, черная – …,
юноша – …

Вариант II

Юг – …, мелко – …,
свет – …

– Напишите слова с противоположным значением (антонимы).

– Подчеркните слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

4. Работа с предметными картинками.

Учитель выставляет на наборное полотно предметные картинки: люстра, петух, котенок, утята.

– Запишите словами предметы, которые вы видите на этих картинках.

– Подчеркните слоги с мягкими согласными.

– Что обозначают буквы е, ё, ю, я после согласных?

– Прочитайте об этом в учебнике.

VII. Итог урока.

– Что такое буква?

– Какие буквы звуков не обозначают?

– Какие буквы могут обозначать два звука?

Домашнее задание. Упражнение 38.