Урок 84 ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА

0
736
физика

Ц е л и: отработать навык написания безударного окончания имени прилагательного единственного числа мужского и среднего рода; обогащать словарный запас учащихся.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях.

Подошли к библиотеке, стояли около библиотеки, подъезжали к деревне, ушли из деревни, поездка по Волге, жизнь на Волге, в Москве на параде.

II. Актуализация опорных знаний.

– Что изучали на прошлом уроке?

– Договорите окончания прилагательных в стихотворении.

Учащиеся читают текст с доски и определяют окончания прилагательных.

Дню – какому? – тепл..

К лицу зелен.. цвет.

Какого дня? – весел..

Сияет в роще свет!

Какого дня? – весенн..

Прекрасней нет в году.

– Как определяли окончание прилагательных?

– Правил легче нет на свете – … (правило продолжают хором ученики).

III. Формирование новых знаний.

– Сегодня на уроке вам предстоит составить алгоритм (порядок рассуждения) для определения написания безударного окончания прилагательных.

В ы п о л н е н и е упражнения 39 на с. 168 устно.

В ы п о л н е н и е упражнения 39 на с. 168 по заданию учебника, на доске работу выполняют одновременно два ученика.

– Можно ли сказать, что безударные окончания прилагательных – это орфограмма?

– Предложите порядок рассуждения для определения написания безударного окончания прилагательных (алгоритм).

Учащиеся сравнивают алгоритм с правилом определения окончания прилагательных на с. 169–170.

Под руководством учителя учащиеся составляют блок-схему по правилу определения окончания прилагательных.

IV. Первичное закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 41 на с. 170 по заданию учебника, с комментированием.

2. Р а б о т а в г р у п п а х.

Класс разделить на три группы. Выбрать куратора. Каждый учащийся в группе объясняет написание «своего» окончания прилагательного, остальные члены группы следят за правильностью объяснения. Куратор оценивает работу.

З а д а н и е:

1-я г р у п п а

Знатн.. происхождение, на золотист.. сиянии, из-за рыхл.. снега, на рябеньк.. яичко, к рябинов.. квасу, с секретн.. замком, к сердечн.. привету, сквозь серебрист.. иней, у сер.. волка.

2-я г р у п п а

В чист.. море, у хмур.. утра, в цепк.. взгляде, у хлебн.. магазина, о здешн.. жителе, с ценн.. подарком, для янтарн.. ожерелья, при ярк.. свете, о ясн.. солнышке, про жарк.. лето.

3-я г р у п п а

О шутлив.. поздравлении, к добр.. молодцу, о дорожн.. происшествии, на жадн.. животное, без сливочн.. масла, в крайн.. доме, в жидк.. тесто, о заботлив.. сыне, на зимн.. пальто, к заперт.. чулану.

V. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 43 на с. 171 по заданию учебника.

VI. Итог урока.

– Как определить окончание прилагательного?

Домашнее задание: упражнение 44, с. 170.