Урок 82.ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ

0
524
биология

Цели: развивать умения проверять слова с безударными гласными в корне, сопоставлять слова по смыслу, произношению, написанию корня.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие пропущенные буквы в словах вы вставили? Обоснуйте свой ответ.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: О Д Т Ч П Ш С

– Внимательно посмотрите на данный ряд. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (В этом ряду написаны первые буквы названий цифр: один – О, два – Д, три – Т, …, семь – С. Следующей будет цифра 8. Ее название начинается на букву В. Значит, на минутке чистописания мы будем писать букву В.)

Вв Ввв Вввв …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В цепочках прописная буква В чередуется со строчной в. Количество строчных букв в каждой следующей цепочке увеличивается на одну.)

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Какие слова спрятались на рисунке? (Потом и после.)

– Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова-синонимы, то есть близкие по смыслу слова. Означают – спустя некоторое время.)

– Найдите слово потом в орфографическом словаре. Напишите его, запомните, определите СУО.

потум

– Придумайте предложения с этим словом.

(Сначала долго шёл снег, а потом засверкало солнце. Знакомый журавль покружился над озером, потом опустился на воду и сложил крылья.)

V. Предупредительный диктант.

– Что нужно сделать, прежде чем написать слово? (Нужно выяснить значение (смысл) слова.)

Учитель диктует предложения:

Волосы у отца уже начали седеть. Хорошо вечером сидеть у костра. Птичка вила гнездо. Дорожка вела к озеру. Кот слизал сметану. Мальчик слезал с дерева.

Дети объясняют написание слов, сходных по звучанию и разных по смыслу и написанию, и подчеркивают орфограммы.

VI. Составление текста из 3–4 предложений по картинке. (Упр. 285.)

– Как вы думаете, ребятам интересно выбирать книги в библиотеке? Как это показано на картинке?

– Составьте и запишите первое предложение нашего текста. (Дети записывают, комментируя: «Интересно выбирать книги в библиотеке!»)

– Составьте предложения о девочке и запишите их. (Девочка внимательно рассматривает картинки. Ей очень понравилась книга.)

– Составьте предложение о библиотекаре. (Библиотекарь помогает мальчикам выбрать интересные книги.)

VII. Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания:

седая б..р..да

спелый к..л..сок

яркая п..л..са

звонкий г..л..сок

петушиный гр..б..шок

тонкий ст..б..лёк

ветвистый к..р..шок

старые ст..р..жа

– Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.

Через 1–2 минуты вторые слова словосочетаний учитель стирает с доски.

– Ориентируясь на первое слово, напишите второе слово каждого словосочетания. Докажите правильность их написания.

– Какое словосочетание здесь лишнее? Почему? (Лишнее словосочетание – старые сторожа, оно во множественном числе. Остальные словосочетания в единственном числе.)

VIII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Прежде чем написать слово, что нужно для себя выяснить?

Домашнее задание. Упражнение 287.