Цели: развивать умения проверять слова с безударными гласными в корне, сопоставлять слова по смыслу, произношению, написанию корня.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие пропущенные буквы в словах вы вставили? Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: О Д Т Ч П Ш С…
– Внимательно посмотрите на данный ряд. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (В этом ряду написаны первые буквы названий цифр: один – О, два – Д, три – Т, …, семь – С. Следующей будет цифра 8. Ее название начинается на букву В. Значит, на минутке чистописания мы будем писать букву В.)
Вв Ввв Вввв …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В цепочках прописная буква В чередуется со строчной в. Количество строчных букв в каждой следующей цепочке увеличивается на одну.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Какие слова спрятались на рисунке? (Потом и после.)
– Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова-синонимы, то есть близкие по смыслу слова. Означают – спустя некоторое время.)
– Найдите слово потом в орфографическом словаре. Напишите его, запомните, определите СУО.
потум
– Придумайте предложения с этим словом.
(Сначала долго шёл снег, а потом засверкало солнце. Знакомый журавль покружился над озером, потом опустился на воду и сложил крылья.)
V. Предупредительный диктант.
– Что нужно сделать, прежде чем написать слово? (Нужно выяснить значение (смысл) слова.)
Учитель диктует предложения:
Волосы у отца уже начали седеть. Хорошо вечером сидеть у костра. Птичка вила гнездо. Дорожка вела к озеру. Кот слизал сметану. Мальчик слезал с дерева.
Дети объясняют написание слов, сходных по звучанию и разных по смыслу и написанию, и подчеркивают орфограммы.
VI. Составление текста из 3–4 предложений по картинке. (Упр. 285.)
– Как вы думаете, ребятам интересно выбирать книги в библиотеке? Как это показано на картинке?
– Составьте и запишите первое предложение нашего текста. (Дети записывают, комментируя: «Интересно выбирать книги в библиотеке!»)
– Составьте предложения о девочке и запишите их. (Девочка внимательно рассматривает картинки. Ей очень понравилась книга.)
– Составьте предложение о библиотекаре. (Библиотекарь помогает мальчикам выбрать интересные книги.)
VII. Письмо по памяти.
На доске записаны словосочетания:
седая б..р..да
спелый к..л..сок
яркая п..л..са
звонкий г..л..сок
петушиный гр..б..шок
тонкий ст..б..лёк
ветвистый к..р..шок
старые ст..р..жа
– Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.
Через 1–2 минуты вторые слова словосочетаний учитель стирает с доски.
– Ориентируясь на первое слово, напишите второе слово каждого словосочетания. Докажите правильность их написания.
– Какое словосочетание здесь лишнее? Почему? (Лишнее словосочетание – старые сторожа, оно во множественном числе. Остальные словосочетания в единственном числе.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Прежде чем написать слово, что нужно для себя выяснить?
Домашнее задание. Упражнение 287.