Урок 81.РАСПОЗНАВАНИЕ СЛОВ, КОТОРЫЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ ГЛАСНОЙ БУКВОЙ В КОРНЕ

0
635
фотошоп

Цели: развивать умение сопоставлять слова по смыслу, произношению, написанию корня; формировать умение составлять концовку текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: а н и о с.

– На какие две группы можно разделить эти буквы? (На гласные а, и, о и согласные н, с.)

– На минутке чистописания мы будем писать цепочку, которая состоит из согласной буквы, не обозначающей парный звук, и гласных букв, которые указывают на твердость согласных, если стоят после них. Какие это буквы? (Это согласная буква н, она не обозначает парный звук. Это гласные а, о, которые указывают на твердость согласных звуков.)

нао она аон …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Последняя буква в каждой цепочке становится на место первой.)

III. Словарно-орфографическая работа.

– Отгадайте загадку: Какое дерево без ветра шумит? Отгадку вы можете собрать из рассыпанных букв. (Это осина.)

– Что такое осина? (Лиственное дерево с зелёно-белой гладкой корой.)

– Какая может быть осина? Назовите словосочетания. (Высокая осина, низкая осина, сухая осина, огромная осина, ветвистая осина, молодая осина …)

– С одним из этих словосочетаний составьте и запишите предложение. Подчеркните главные члены.

(Разрумянила осень листья молодых осинок.)

– Запишите предложение под диктовку:

Под на кочке, гриб в малиновом платочке, подосиновиком звать… (Е. Трутнева).

– Назовите однокоренные слова. Выделите корень.

– Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать к данным словам? (Осина, осинник, осиновый.)

IV. Распознавание слов, сходных по звучанию, но разных по написанию.

1. На доске записаны предложения:

Вокруг озера раскинулись л..са. В дупле старого дерева живет л..са.

– Прочитайте. Найдите в предложениях слова, сходные по звучанию. (Леса, лиса.)

– Чем они различаются? (Эти слова различаются по смыслу и пишутся неодинаково: лесб – лес, лиса – лъсонька.)

– Всегда, прежде чем написать слово, нужно выяснить для себя его значение (смысл).

2. Комментированное письмо словосочетаний:

Поласкать щенка, полоскать бельё; отварить картофель, отворить дверь; посидеть на скамейке, поседеть к старости; слезать с забора, слизать сметану; запивать лекарство, запевать песню.

V. Работа над структурой текста. (Упр. 283.)

– Составьте и запишите концовку текста.

(Здесь дятел устроил себе кузницу. Это он натаскал себе шишек.)

– Выпишите слова с безударными гласными, которые нужно проверять. Подчеркните орфограммы.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 284.