Цели: подвести учащихся к пониманию основ конституционного строя России; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительными источниками, анализировать события, происходящие в стране, умение делать выводы и подводить итоги; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику, патриотических чувств, гордости за страну в которой мы живем. Оборудование: Конституция России, кроссворд.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (конституционный строй, выборы, референдум, государство, федерация, республика, самоопределение, сепаратизм, светское государство, гражданство, права человека), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Конституция России»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 13,14
КАРТОЧКА № 13
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Как формировались конституционные идеи в России?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Когда и при каких условиях возникли первые проекты конституции в России?
– Готово ли было русское общество к введению конституции в стране?
– Какие шаги к конституции были сделаны в России в период «великих реформ» 2-й половины XIX в.?
– Почему Александру II не удалось ввести конституцию в стране?
– Почему манифест 17 октября 1905 г. принято считать первой русской конституцией?
– Что значит политико-пропагандистские функции Конституций СССР?
– Когда была принята ныне действующая Конституция России?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 14
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– В чем главные задачи Конституции Российской Федерации?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– На какие составные части делится Конституция России?
– Почему необходимо строгое соблюдение статей Конституции?
– Какие права человека закреплены в Конституции?
– Что значит прямое действие Конституции?
– Какие ценности закреплены статьями Конституции?
– Каковы основные задачи Конституции?
– Как организовано государственное управление в России?
– Какие задачи стоят перед органами правосудия в нашей стране?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
— Решите кроссворд:
По горизонтали: 3. Древнегреческий философ. (Аристотель.)
5. Французский просветитель, один из авторов идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. (Монтескье.) 7. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких- либо средств – воли, авторитета, права, насилия и т. д. (Власть.)
8. Общество без государства. (Анархия.) 10. Документ, обязательный к исполнению странами его подписавшими. (Конвенция.)
По вертикали: 1. Советский ученый, правозащитник. (Сахаров.) 2. Правитель Афин, создатель законов заложивших основы
афинской демократии. (Солон.) 4. Основной закон страны. (Конституция.) 6. Немецкий философ, впервые применивший понятие «правовое государство». (Кант.) 9. Один из основных, наряду со свободой, идеалов справедливого общественного устройства. (Равенство.)
ВАРИАНТ В
– Закончите утверждение специалистов о трех главных задачах стоящих перед Конституцией России:
1. Закрепить и гарантировать фундаментальные… (права человека).
2. Упорядочить… (государственную власть).
3. Утвердить… (правосудие).
ВАРИАНТ Г
Фронтальный опрос класса
_ цто такое конституция? (Основной закон страны.)
– Когда и где впервые была создана конституция? (1787 г., конституция США.)
– Какой документ считается первой Конституцией нашей страны? (Первая Конституция была принята в 1918 г. – Конституция РСФСР; закон имевший силу Конституции, – Манифест 17октября 1905 г.)
– Сколько конституций было принято в России? (5.) Когда они принимались? (В 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г., 1993 г.)
– Почему в Конституции РФ закреплено ее прямое действие на территории всей страны? (Потому что все остальные нормативные и подзаконные акты в стране, принимаемые центральными и местными органами власти, должны соответствовать Конституции РФ.)
– Какими правами обладают граждане России? (Гражданскими, политическими, социальными, экономическими и духовными.)
– Каковы обязанности граждан РФ? (Защищать Отечество. Платить налоги. Беречь природу, памятники истории и культуры. И др.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 13 и 14, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Конституционный строй.
2.Основы государства.
3. Основы статуса человека и гражданина.
4. Основные принципы.
Задача для учащихся: выяснить, что является «высшей ценностью» нашего государства? Какой принцип важней: «государство для человека» или «человек для государства»? Каковы основные принципы государства, заложенные в Конституции России?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника н дополнительным материалом.