Урок 8. Основы конституционного строя России

0
500

Цели: подвести учащихся к пониманию основ конституци­онного строя России; продолжить формирование умений само­стоятельно работать с дополнительными источниками, анализи­ровать события, происходящие в стране, умение делать выводы и подводить итоги; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику, патриотических чувств, гордости за страну в которой мы живем. Оборудование: Конституция России, кроссворд.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, по­нятия (конституционный строй, выборы, референдум, государство, федерация, республика, самоопределение, сепаратизм, светское государство, гражданство, права человека), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Конституция России»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 13,14

КАРТОЧКА № 13

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как формировались конституционные идеи в России?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Когда и при каких условиях возникли первые проекты конституции в России?

– Готово ли было русское общество к введению конституции в стране?

– Какие шаги к конституции были сделаны в России в период «вели­ких реформ» 2-й половины XIX в.?

– Почему Александру II не удалось ввести конституцию в стране?

– Почему манифест 17 октября 1905 г. принято считать первой рус­ской конституцией?

– Что значит политико-пропагандистские функции Конституций СССР?

– Когда была принята ныне действующая Конституция России?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 14

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– В чем главные задачи Конституции Российской Федерации?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– На какие составные части делится Конституция России?

– Почему необходимо строгое соблюдение статей Конституции?

– Какие права человека закреплены в Конституции?

– Что значит прямое действие Конституции?

– Какие ценности закреплены статьями Конституции?

– Каковы основные задачи Конституции?

– Как организовано государственное управление в России?

– Какие задачи стоят перед органами правосудия в нашей стране?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

Решите кроссворд:


По горизонтали: 3. Древнегреческий философ. (Аристотель.)

5. Французский просветитель, один из авторов идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. (Мон­тескье.) 7. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких- либо средств – воли, авторитета, права, насилия и т. д. (Власть.)

8. Общество без государства. (Анархия.) 10. Документ, обязатель­ный к исполнению странами его подписавшими. (Конвенция.)

По вертикали: 1. Советский ученый, правозащитник. (Саха­ров.) 2. Правитель Афин, создатель законов заложивших основы

афинской демократии. (Солон.) 4. Основной закон страны. (Кон­ституция.) 6. Немецкий философ, впервые применивший поня­тие «правовое государство». (Кант.) 9. Один из основных, наряду со свободой, идеалов справедливого общественного устройства. (Равенство.)

ВАРИАНТ В

– Закончите утверждение специалистов о трех главных задачах стоящих перед Конституцией России:

1. Закрепить и гарантировать фундаментальные… (права человека).

2. Упорядочить… (государственную власть).

3. Утвердить… (правосудие).

ВАРИАНТ Г

Фронтальный опрос класса

_ цто такое конституция? (Основной закон страны.)

– Когда и где впервые была создана конституция? (1787 г., конституция США.)

Какой документ считается первой Конституцией нашей страны? (Первая Конституция была принята в 1918 г.Конституция РСФСР; закон имевший силу Конституции,Манифест 17октября 1905 г.)

– Сколько конституций было принято в России? (5.) Когда они принимались? (В 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г., 1993 г.)

Почему в Конституции РФ закреплено ее прямое действие на территории всей страны? (Потому что все остальные нормативные и подзаконные акты в стране, принимаемые центральными и местными органами власти, должны со­ответствовать Конституции РФ.)

Какими правами обладают граждане России? (Гражданскими, политическими, социальными, экономическими и духовными.)

Каковы обязанности граждан РФ? (Защищать Отечест­во. Платить налоги. Беречь природу, памятники истории и культуры. И др.)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 13 и 14, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Конституционный строй.

2.Основы государства.

3. Основы статуса человека и гражданина.

4. Основные принципы.

Задача для учащихся: выяснить, что является «высшей ценно­стью» нашего государства? Какой принцип важней: «государство для человека» или «человек для государства»? Каковы основные принципы государства, заложенные в Конституции России?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника н дополнительным материалом.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь