Урок 8. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

0
950
анимация

Цели: уточнить представление учащихся об основных признаках однокоренных слов; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно подбирать их.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что на Руси называли словом «красный»?

– Назовите слова, написание которых вы можете объяснить.

III. Минутка чистописания.

– На доске записаны буквы: й, ё, р, ч, ы, н.

– Наша цепочка букв состоит из согласных, которые всегда обозначают мягкий звук, и гласных, которые указывают на мягкость согласного звука. Какие это буквы? (Это согласные й, ч и гласная ё.)

йче ейч чей …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Черный.)

– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, подчеркните орфограмму.

– Допишите однокоренные слова.

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают однокоренные слова:

Чёрный, чёрненький, черноватый, чернота, чернеть.

– Назовите близкие по значению слова. (Угольный, агатовый, смолянуй, воронуй, тёмный, грязный.)

– Назовите антоним слова чёрный. (Белый.)

– Проведем физкультминутку «Кузнечики».

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

(Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

V. Распознавание однокоренных слов.

1. Работа над упражнением 29.

– Какие слова называются однокоренными? Приведите свои примеры однокоренных слов.

2. Работа над правилом на с. 16–17.

3. На доске записаны группы слов:

Домашний, дом, домбра, домино, домовой.

Водитель, водица, водяной, вода.

Говор, разговор, воришка, говорит.

– Спишите однокоренные слова, выделите корень.

4. Напишите однокоренные слова.

Вариант I

Вариант II

чистый, …

колос, …

золото, …

мостить, …

– Выделите корень.

5. Работа над упражнением 30.

– Какое еще слово является однокоренным к слову черный? (Черника.)

VI. Итог урока.

– Какие слова называются однокоренными?

Домашнее задание. Упражнение 33, правило на с. 16–17.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь