Цели и задачи, познакомить учащихся с изменениями политической карты Европы, которые произошли во второй период Средневековья — Высоком средневековье; какие новые государства появились в Западной Европе; как отразилось на жизни Европы нашествие кочевников-монголов в XIII в.; как в Западной Европе утверждался новый общественный строй — феодализм, его основные черты, которые отличали феодализм от первобытности и рабовладения; какие группы населения являлись основными при феодализме; раскрыть причины феодальной раздробленности.
Основные термины и понятия, феод, феодализм, междоусобные войны, Священная Римская империя, феодальная раздробленность.
* Основные даты: 962 г., 1241 г.
Оборудование и раздаточный материал, политическая карта «Мир» (географическая), карты атласа «Италия и Германия», «Страны Северной Европы», «Польское королевство», «Чехия в составе Священной Римской империи» (с. 13,15,22,23), контурная карта «Западная Европа в X — начале XIII вв.» (с. 9), карточки с понятиями: бенефиций и феод, феодализм и рабовладение, тесты, схема «Феодальная раздробленность в Западной Европе».
План урока
1. Политическая карта Европы в Высоком средневековье.
2. Политическая и феодальная раздробленность в Западной Европе.
3. Монгольское нашествие.
Ход урока
Вводное слово
Завершено изучение первого периода истории Средних веков — Раннего средневековья. Сегодня на уроке приступим к изучению второго периода — Высокого средневековья. Оба этих периода взаимосвязаны и составляют общее понятие «Средневековье». Чтобы паша с вами работа по Высокому средневековью была такой же успешной, как и по первому периоду, вспомним, что вы знаете из щюдыдущего материала. Для этого протестируемся. (Раздать учащимся листки с вопросами теста и установить время — 10 мин.)
Тест
Выберите правильный ответ, обозначьте его в квадратике значком «V ».
1. Отрезок времени, равный ста годам, имеет название:
□а) эпоха;
06) век;
□в) эра.
2. История Средних веков изучает историю цивилизаций:
□а) с IV по XIII в.;
□б) с V по XIV в.;
0в) с конца V в. до конца XV в.
3. Началом истории Средних веков стало:
□а) образование Франкской империи;
□б) Великое переселение народов и образование варварских королевств;
Ив) падение Западной Римской империи под ударами варваров.
4. Определите пары дат, которые относятся к Раннему средневековью: 0а) 476—500 гг.;
□б) 962-988 гг.;
0в) 814-843 гг.
5. Более высокий уровень развития человеческого общества по сравнению с первобытностью, который характеризуется общностью территории, хозяйственной жизни, религии, обычаев, наличием государства, городов, письменности, называется
0а) цивилизацией;
□б) империей;
□в) демократией.
6. В конце Раннего средневековья в Европе возникли новые цивилизации:
0а)восточноевропейская;
□б) среднеазиатская;
0в)западноевропейская.
7. Государство у франков возникло:
□а) в 395 г.; □б)в476г.; 0в) около 500 г.
8. Империя Карла Великого просуществовала:
□а) 32 года; Шб) 29 лет; 0в) 43 года.
9. Император Юстиниан правил в Византии:
□а) в V в.; 06) в VI в.; Пв)вУИв.
10. Христианство — это:
□а) государство;
06) религия;
□ в) высшая школа.
11. В Раннем средневековье центрами христианского мира были:
0а) Рим и Константинополь;
□6) Ахен и Верден;
□в) Афины и Равенна.
12. В Византии был высокий уровень образования, потому что:
0а) государство нуждалось в образованных чиновниках;
□б) население проявляло большой интерес к наукам;
0в) происходило быстрое развитие хозяйства;
0г) сохранилась античная традиция образования.
13. «Каролингское возрождение» — это:
□а) название империи Карла Великого;
06) короткий подъем культуры и интерес к наследию античности в империи Карла Великого;
□в) записи действовавших правовых норм во Франкском государстве.
14. Главным хранителем античной культуры в Раннем средневековье:
□а) был королевский двор в Византии и Франкской империи; □б) были земельные владения воинов;
0в) была христианская церковь.
15. Период Высокого средневековья продолжался:
□а) с конца V в. по конец IX в.;
06) с X в. по XIII в.;
□в) с XIV в. по XV в.
2 Вопрос изучается с помощью схемы «Феодальная раздробленность в Западной Европе» (схема может быть начерчена на доске или листе ватмана, а может быть и раздаткой для учащихся).
• На данном этапе урока раскрываются понятия: сословия, феод, феодал, феодализм, феодальная раздробленность.
Учитель раздает карточки (которые можно сделать по типу «пазл») с написанными понятиями: бенефиций, феод, рабовладение, феодализм и их значениями. Учащиеся должны найти соответствие.
3 Вопрос учитель дает в объеме учебника (§ 7, п. 4, с. 37,38).
Домашнее задание. § 7, вопросы 1—7 на с. 38.
Индивидуальное задание.
1 — № 2 (1—2 б.) — рабочая тетрадь, с. 29.