Цель: помочь понять, в чем своеобразие проверки слов с двумя безударными гласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения о ели и сосне. Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: сладкий, сосна, отлетел.
– Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? (Мы будем писать букву л. В корне –лет– глагола отлетел она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [л’].)
Ллдое Ллдое …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы л сочетаются с буквами, которые являются орфограммами данных слов: сладкий – сладок, соснб – сусны, отлетйл – полёт.)
IV. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне (наблюдение).
1. На доске записаны столбиком слова:
холода
сторона
– Прочитайте вслух написанные слова, поставьте в них ударение.
холодб
сторонб
– Выделите в данных словах корень.
– Подчеркните безударные гласные в корне слова.
– Сколько безударных гласных в корне каждого слова? (В корне каждого слова две безударные гласные.)
– Проверьте первую безударную гласную в слове холода. (Хулод.)
– Проверьте вторую безударную гласную в этом слове. (Холудный.)
Учитель пишет на доске:
– Сколько проверочных слов надо подобрать, чтобы проверить слово с двумя безударными гласными? (Два проверочных слова.)
– Подберите два проверочных слова к безударным гласным в корне слова сторона.
– Сделайте вывод из нашего рассуждения на примере слова колосок. (Чтобы проверить слово с двумя безударными гласными, надо подобрать два проверочных слова. Безударную гласную о в слове колосок можно проверить с помощью слова колос, а вторую гласную о с помощью слова колосья.)
2. Знакомство с правилом на с. 115.
– Внимательно посмотрите на доску.
Если я назову слово с одной безударной гласной в корне, вы делаете поворот направо, руки в стороны. Если я назову слово с двумя безударными гласными в корне, вы делаете поворот налево, руки на талии. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с двумя безударными гласными в корне я назвала.
На доске запись: сорняк, голова, спасает, борода, колючки, горб, волосок, волчата, тропа, голоса, плита, море, сторона, холода, колосок.
V. Закрепление нового материала.
1. Проверка слов с двумя безударными гласными. (Упр. 270, 271.)
2. На доске записаны слова:
Заг..в..рить, д..ска, п..нал, в..ч..реть, д..карь, м..лина, г..в..рливый, гр..ница, х..л..деть, в..лнение, завтр..к, х..х..тать, г..род, св..рить.
– Прочитайте, распределите слова в три группы. Напишите каждую группу в отдельный столбик. Подчеркните орфограммы.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне?
Домашнее задание. Упражнение 273.