Урок 70. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

0
938
литература

Цель: формировать умение находить безударные гласные в корне и проверять их.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие три слова с безударными гласными в корне вы подобрали?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: а, л, и, ц, у.

– На какие две группы можно разделить данные буквы? (На гласные и согласные.)

– Запишите группу гласных, соединив буквы в цепочку.

аиу…

– Какая буква здесь лишняя? (1) Лишняя буква – и. Она обозначает мягкость согласных звуков. Буквы а, у обозначают твердость согласных звуков. 2) Лишняя буква – у. Она не относится к безударным гласным. Буквы а, и относятся к безударным гласным.)

– Напишите рядом группу согласных букв и продолжите строчку до конца, чередуя группу гласных и группу согласных букв.

аиу лц аиу лц …

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Рассыпалось слово улица.)

– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.

элица

– Что такое улица? (1) Два ряда домов и пространство между ними для прохода или проезда. 2) Место вне помещения под открытым небом.)

– Напишите однокоренные слова.

Улица, элочка, эличный, переулок, проулок.

– Какая может быть улица? Составьте 5–6 словосочетаний и запишите их. (Широкая улица, узкая улица, прямая улица, оживленная улица, чистая улица...)

– Когда так говорят: «Будет и на нашей улице праздник»? (И для нас наступит радость.) «Зелёная улица»? (Открытый, свободный путь для чего-либо.)

– Запишите предложение под диктовку:

Бегут зелёные ручьи по улицам деревни.

– Подчеркните безударные гласные, проверяемые ударением. Устно подберите проверочные слова.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Напишите словосочетания.

Словосочетания дети записывают на доске и в тетрадях.

ручьи (какие?) зеленые;

бегут (где?) по улицам;

по улицам (чего?) деревни.

– Встаньте, пожалуйста. Проведем физкультминутку. Я буду называть группу слов. Если эта группа слов является словосочетанием, вы присядете. Если эта группа слов не является словосочетанием, вы делаете наклон назад. Постарайтесь сосчитать, сколько словосочетаний я назвала.

Учитель называет группы слов: морозное утро, вечер наступил, пришел к другу, стоял на опушке, веселый праздник, школьная столовая, выпал снег, улетели птицы, ночное небо, вытянул рыбку, улыбнулся соседу, ударил мороз.

V. Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания:

лист кл..новый напиток м..довый

гора л..дяная лицо р..бое

мёд пч..линый хлеб з..рнистый

– Прочитайте словосочетания, постарайтесь их запомнить.

Через одну-две минуты вторые слова в словосочетаниях стираются.

– Ориентируясь на первое слово, запишите вторую часть словосочетания. Устно подберите проверочные слова.

– Какое слово из записанных по памяти лишнее? (Лишнее слово – рябое. В этом слове безударная гласная я, проверочное слово – рябенький. Во всех остальных словах, записанных по памяти, безударная гласная е: кленовый – клён, ледяная – лёд, ...)

VI. Запись под диктовку. (Упр. 246.)

VII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 248.