Цели: формировать навык нахождения дроби от числа; развивать умения находить число по его дроби, решать текстовые задачи; самостоятельно работать; воспитывать умение работать коллективно.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Выполните действия:
2. При засолке на 10 кг рыбы кладут 3,5 кг соли. Сколько потребуется соли для засолки 2 ц рыбы?
3. В сахарной свекле 20% ее массы составляет сахар. Сколько сахара содержится в 20 ц свеклы?
4. Молоко дает 15% сливок (по весу), из сливок получается 20% (по весу) масла. Сколько сливочного масла можно получить из 200 кг молока?
5. Масса сосуда, наполненного водой, 5 кг, а тот же сосуд, налитый водой до половины, имеет массу 3 кг. Сколько воды вмещает сосуд? (4 кг.)
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке будем находить число по данному значению его процентов.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Запишите в виде десятичной дроби:
40%; 210%; 6%; 27%.
2. Работа с учебником.
— Прочитайте задачи 2 и 3 в учебнике на стр. 104—105.
V. Закрепление изученного материала
Найдите число:
1) 50% которого составляют 16;
2) 200% которого составляют 30;
3) 4% которого составляют 16;
4) 25% которого составляют 200.
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей
1. № 650 стр. 105 (у доски и в тетрадях).
Решение:
18% = 0,18
68,4 : 0,18 = 6840 : 18 = 380 (км/ч)
(Ответ: 380 км/ч — скорость самолета с прежним двигателем.)
2. № 654 стр. 105 (у доски и в тетрадях).
— Прочитайте задачу.
— Что известно? Что надо узнать?
— Составьте краткую запись.
— Сырой картофель — это сколько процентов?
— Составьте план решения задачи.
Сырой картофель |
? т |
100% |
Потеря при сушке |
? т |
85,7% |
Сушеный картофель |
71,5 т |
? % |
Решение:
1) 100 — 85,7 = 14,3% — картофеля осталось после сушки.
2) 14,3% = 0,143
3) 71,5 : 0,143 = 71500 : 143 = 500 (т)
(Ответ: надо взять 500 т сырого картофеля.)
3. № 660 стр. 106 (у доски и в тетрадях).
Решение:
1) 35% = 0,35
2) 128,1 · 0,35 = 44,835 — это 49% от неизвестного числа.
3) 49% = 0,49
4) 44,835 : 0,49 = 4483,5 : 0,49 = 91,5
(Ответ: 91,5.)
4. № 662 стр. 106 (у доски и в тетрадях).
Решение:
1) 100 – 40 = 60% = 0,6 — осталось после первого дня.
2) 0,6 · 0,6 = 0,36 — продали во второй день.
3) 40% = 0,4
4) 1 — 0,4 — 0,36 = 0,24 — продали в третий день.
5) 72 : 0,24 = 7200 : 24 = 300 (т) — всего.
(Ответ: 300 т.)
VIII. Повторение изученного материала
1. № 674 (2 столбик) стр. 108 (самостоятельно, устная проверка).
— Расскажите, как выполняется деление дроби на натуральное число.
(Ответ: )
2. № 677 (1, 2) стр. 108 (у доски и в тетрадях).
— Что значит сократить дробь?
— Что такое несократимая дробь?
(Ответ: )
IX. Самостоятельная работа
(Два ученика решают на обратной стороне доски, самопроверка.)
Вариант I
1. Найдите число:
1) 35% которого составляют 700;
2) 400% которого составляют 8;
3) 7% которого составляют 1,4;
4) 20% которого составляют 24 300.
2. Найдите: 1) 24% от 500; 2) 600% от 12; 3) 5% от 2,6; 4) 40% от 4300.
Вариант II
1. Найдите число:
1) 45% которого составляют 900;
2) 600% которого составляют 12;
3) 8% которого составляют 1,6;
4) 20% которого составляют 42 600.
2. Найдите: 1) 72% от 500; 2) 400% от 15; 3) 5% от 4,2; 4) 60% от 3400.
X. Подведение итогов урока
— Как найти число по данному значению его процентов?
— Найдите число, если 10% его равны а, 45% его равны b.
Домашнее задание
№ 681 стр. 108; № 682, 684 стр. 109; № 691 (в) стр. 110.