Цели: отрабатывать умение делить дроби, решать уравнения и задачи на деление и умножение дробей; учить рассуждать и логически мыслить.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Выполните действия:
2. Выполните действия:
3. Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай в 3 тонны. Две трети урожая приходятся на корешки, остальные — вершки. Сколько килограммов достанется медведю, если по договору он получает вершки?
III. Индивидуальная работа
1 карточка
Вычислите:
2 карточка
Вычислите:
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы узнаем, что получается в частном при делении на правильные и неправильные дроби. Продолжим решать задачи и уравнения.
V. Актуализация знаний
Вставьте пропущенные слова:
— При умножении числа на… дробь получается число меньше данного числа.
— При умножении числа на… дробь, большую единицы, получается число больше данного числа.
— Дробь, меньшую единицы, называют… дробью.
— Дробь, большую или равную единице, называют… дробью.
VI. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Найдите значение выражения:
если
— Сравните частное с делимым.
2. Работа над темой.
— Сделайте вывод: увеличится или уменьшится число, если его разделить на дробь: а) меньше единицы; б) больше единицы.
— При делении числа на правильную дробь получается частное больше делимого.
— При делении числа на неправильную дробь, большую единицы, получается частное меньше делимого.
VII. Закрепление изученного материала
1. Устно, работа по «цепочке».
— Сравните выражения, не выполняя действий. Ответ обоснуйте.
2. № 596 (е-ж) стр. 98 (с комментированием у доски и в тетрадях).
— Как разделить дробь на натуральное число?
— А натуральное число на дробь?
(Ответ: )
3. № 607 (в, г) стр. 99 (у доски и в тетрадях).
— Сформулируйте алгоритм умножения нескольких дробей.
— На каком свойстве основано сокращение дробей?
(Ответ: )
VIII. Физкультминутка
IX. Работа над задачей
1. № 598 стр. 98 (на обратной стороне доски, взаимопроверка).
— Расскажите, как умножить смешанное число на дробь.
Решение:
1) — площадь прямоугольника.
2) – сторона a.
(Ответ: )
2. № 611 стр. 100 (на обратной стороне доски, самопроверка).
— Что такое транспортир? (Прибор для измерения углов.)
1) ∠MOK + ∠СОМ = ∠COK
Пусть х — градусная мера угла МОК,
— градусная мера угла СОМ.
Зная, что градусная мера двух углов равна 90°, составим и решим уравнение:
х = 25° — градусная мера угла МОК.
2) 90 — 25 = 65° — градусная мера угла СОМ.
(Ответ: 25°, 65°.)
X. Повторение изученного материала
1. № 629 (б) стр. 102 (у доски и в тетради).
— Вспомните правило округления чисел.
(Ответ: а) 0,083; б) 0,854; в) 1,358; г) 4,57.)
2. № 624 стр. 102 (устно).
XI. Самостоятельная работа (15 мин)
Вариант I
1. Выполните деление:
2. Найдите значение выражения:
3. Не выполняя умножения, сравните:
4. В первом пакете 2 кг пшена, что в раза больше, чем во втором, и в раза меньше, чем в третьем. Сколько килограммов пшена в трех пакетах вместе?
Вариант II
1. Выполните деление:
2. Найдите значение выражения:
3. Не выполняя умножения, сравните:
4. В первом ящике 2 кг винограда, что в раза больше, чем во втором, и в раза меньше, чем в третьем. Сколько килограммов винограда в трех ящиках?
XII. Подведение итогов урока
— Выполните действия:
— В каком случае при делении частное больше делимого? А в каком меньше?
Домашнее задание
№ 634, 639 стр. 103; № 642, 646 (в) стр. 104.