Тема: Графики вокруг нас.
Цели урока: вспомнить и повторить весь материал по теме «Координатная плоскость»; рассмотреть творческие задания для повышения в учениках интереса к математике. В течение урока развивать у учащихся навык работы с координатной плоскостью; чувство товарищества и сотрудничества; а также развивать творческий потенциал учеников.
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 мин.)
Класс рассаживается на пять групп. Преподаватель объявляет тему и задачи урока.
2. Актуализация знаний. (8 мин.)
Учащиеся должны были дома устно ответить на вопросы для повторения. В начале урока каждая группа должна полностью осветить один из вопросов. Сначала группа обдумывает и обсуждает ответ на вопрос. Вопросы делятся следующим образом:
1. Гр. – 1 |
2. Гр. – 2, 3 |
3. Гр. – 4 |
4. Гр. – 5 |
5. Гр. – 6 |
Затем преподаватель по своему усмотрению вызывает по одному ученику с каждой группы к доске, и они готовятся к ответу. В этот момент все остальные ученики закрепляют тему «Графики вокруг нас», выполняют устно задание № 612.
После выполнения данного номера прослушиваются ответы к вопросам, освещенные на доске.
3. Решение задач. (8 + 7 мин.)
1) Затем каждой группе дается карточка с условиями, задача учеников показать на координатной плоскости множество точек, удовлетворяющих этим условиям. На построение в тетради и обсуждение дается 3 минуты.
Карточка 1.
|
Карточка 2.
|
Карточка 3.
|
Карточка 4.
|
Карточка 5.
|
После обсуждения с каждой группы один из учеников должен решение показать на доске. Вызывается ученик по усмотрению учителя. В момент подготовки ответов на доске остальные ученики в тетрадях выполняют № 1 (стр.165). Затем проверяются ответы на доске, если что-то не понятно обсуждается. Ответы к № 1 у преподавателя должны быть оформлены на плакате или на доске, какие-то ответы выполняются не правильно. Тут же по рисункам идет проверка, задаются вопросы преподавателем, верен ответ на доске или нет, если нет, то почему.
2) После этого задание на построение графиков. У каждой группы свое задание. Для этого задания для каждой группы должны быть готовы координатные плоскости на 4-ех склеенных тетрадных листах. Задание выполняется всей группой только на общей координатной плоскости.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Затем каждая группа показывает свой рисунок и рассказывает ход построения. Тут же преподаватель дает к каждому рисунку добавочное условие и ученик, защищающий свою работу, должен показать какая часть графика ему удовлетворяет.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
4. Творческие задания (5 + 6 +4 мин.).
1) Преподаватель напоминает, что график показывает изменение одной величины относительно другой. Вспоминает работу, проведенную уже на уроке, где с течением времени изменялось расстояние. Рассмотреть еще один график совместно по № 8 (стр.167).
2) Затем каждой группе раздаются карточки с ситуациями, к которым надо подобрать график из заданных на плакате графиков. Объяснение проходит по высказыванию: «Гриб растет, затем его срывают и сушат ( – время, – масса гриба)», показывается график (в) и объясняется почему этот график.
а) |
б) |
||
в) |
г) |
||
д) |
е) |
Карточка 1. На голове человека растут волосы, которые тот регулярно стрижет ( – время, – длина волос). |
Карточка 2. Через каждый час рабочего времени на склад сдают изготовленные детали ( – время работы, – количество деталей на складе). |
Карточка 3. У человека есть деньги, которые он тратит на покупки ( – время, – количество денег у гражданина). |
Карточка 4. Мяч подняли над полом и выпустили из рук ( – время, – высота мяча над полом). |
Карточка 5. Яблоко растет, затем его срывают и едят ( – время, – масса яблока) |
Один из учеников каждой группы после обсуждения должен выйти к доске, зачитать ситуацию, показать к ней график и объяснить ответ.
3) Следующее задание немного сложнее, и при его выполнении поможет фантазия учеников. Надо к заданным графикам придумать ситуации, которые бы описывались зависимостями данных графиков. Группа может выбрать любой из заданных на доске графиков.
а) |
б) |
4) Если остается время, то дается еще задание. Построить график, объясняющий одну из пословиц.
«Ни кола, ни двора».
«Как аукнется, так и откликнется».
«Светит да не греет».
5. Итоги урока. (3 мин.)
6. Домашнее задание. (2 мин.)
Решить задания № 2, 3, 4, 6(а), 7.