Цель: развивать умения проверять написание слов с глухими и звонкими парными согласными, составлять текст по картинке.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите из домашнего упражнения слова с парными согласными, которые нужно проверять.
– Как проверить правописание парных согласных в корне слова?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
слон, сноп, столб, снег, стриж.
– Чем похожи все эти слова? (Все слова – односложные имена существительные мужского рода.)
– Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово – слон, на конце нет парной согласной, в остальных – есть.)
– Кто догадался, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву с, с нее начинаются все слова.)
сп сб сг сж сспп …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Буква с сочетается с буквами, которые являются орфограммами в данных словах.)
IV. Запись под диктовку с предварительной подготовкой. (Упр. 211.)
V. Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными.
1. На доске запись:
1) куда? |
улетели, птицы, юг, на. |
2) Откуда? какой? что? |
листок, с берез, ветер, |
3) Какой? какой? что? |
наряд, дуб, сбросил, |
– Из данных слов составьте и запишите предложения в порядке, предложенном на схемах.
– Подчеркните согласную, которую нужно проверить.
– Я буду называть слова. Если я назову слово с безударной гласной в корне, вы подпрыгнете на месте. Если я назову слово с парной согласной в корне, вы присядете.
Учитель называет слова: голубь, лев, коза, лиса, чиж, овца, дрозд, пчела, морж, сова, оса, лошадь, петух, глаз, воз.
2. Замена слов, обозначающих признак предмета, противоположными по значению.
Учитель диктует словосочетания, а ученики записывают их, заменяя слово-признак предмета противоположным по значению словом.
Горький плод, далёкий, путь, высокий дом, частый гость, густой суп, неровная дорога, неуклюжий зверь.
VI. Составление текста из 4–5 предложений по картинке и опорным словам. (Упр. 212.)
Запись текста осуществляется под руководством учителя.
VII. Итог урока.
– Чем занимались сегодня на уроке?
– Какая работа вам понравилась?
Домашнее задание. Упражнение 213.