Цель занятия: расширять представления о понятиях «Роди на» «гражданин», «казахстанцы», о важности любви к Родине; развивать любовь к Родине и стремление стать хорошим челове ком; воспитывать чувство патриотизма и интернационализма.
Методы: беседа, объяснение рассказ, игра.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, книги о природе, истории и о достижениях современного Казахстана, флажки по количеству детей, аудиозаписи казахской национальной музыки, слайды, фотографии, картины, портреты.
Круг радости
– Здравствуйте, земляки! Вы знаете, почему я вас назвала
земляками?
– Потому что мы с вами родились на одной земле, на земле
своей любимой Родины – Казахстана.
Казахстан – земля родная,
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная
Это – Родина моя!
Помечтаем
– Посмотрите, сколько разных книг лежит на столах. Все они о нашей Родине.
Посидим в тишине, полистаем книги, посмотрим иллюстра ции, послушаем музыку.
Звучит казахская национальная музыка. Дети рассматри вают иллюстрации в книгах.
Побеседуем
– Что интересного вы увидели в книгах?
Какая книга вам понравилась больше всего? Почему?
(Рассуждения детей)
Почитаем
В. Павленко. «Родина моя»
Мама, о чем ты поешь? – спрашивает Азиз.
О Родине.
Я хочу нарисовать твою песню.
Рисуй.
И Азиз рисует. Аул. И солнце. И речку голубую-голубую. И горы. И цветы красные -красные.
Родина моя,- шепчет Азиз.
Как вы думаете о чем пела мама?
Как изобразил Родину Азиз?
А как бы вы нарисовали свою Родину? (Рассуждения детей).
– Я думаю, что дети, живущие в Астане, нарисовали бы реку алматинские дети нарисуют горы, а дети из города Актау нари суют море. То есть, то, что они видят и чем любуются каждый день. Для каждого человека Родина начинается с того города или
аула, в котором он родился.
Разминка «Кет тік , кет тік орамал»
– Давайте поиграем в казахскую национальную игру «Кет і к кет і к орамал» – «Беги, беги, платочек».
Сядьте в круг. Под музыку будем передавать платочек друг другу. Когда музыка прервется, тот, у кого в руках останется платочек, должен ответить на мой вопрос.
Примерные вопросы:
– Как называется наша Родина?
Какого цвета флаг страны и что на нем изображено?
Как зовут Президента Республики Казахстан?
(Ответы детей).
Побеседуем
– Наша Родина – Казахстан. В нашей стране красивая природа, большие города и маленькие аулы.
Самое большое богатство нашей страны – это люди, которые любят свою землю, прославляют ее своими делами. Кто-то вы-
вы ращивает зерно и печет хлеб для нас, кто-то учит и лечит нас, кто- то пасет стада, кто-то пишет книги о Родине, сочиняет музыку, кто-то придумывает компьютерные программы,
кто-то выращивает овощи и фрукты, а кто-то с честью и отвагой защи щает нашу Родину. Всякий труд полезен и нужен для людей, он на благо Родины.
_ – Я знаю, что папа Тлеужана выращивает хлеб, а мама Алии работаем в больнице, бабушка Тимура трудится в национальной библиотеке страны.
– Может быть, вы сами расскажете про своих близких и род ных?
(Ответы детей).
– Казахстанцы – очень трудолюбивый и мирный народ. Они выращивают пшеницу, пасут овец, находят залежи железных
руд, угля, нефти. Каждый трудится на благо своей семьи, а зна чит для всех для нас, для Родины.
Народ Казахстана гордится людьми, которые прославляют свою страну, делают много добрых дел. Например, Талгат Мусабаев – казахстанский космонавт, мужественный человек. Он прославил свою страну полетами в космос.
– Имена каких известных казахстанцев вы знаете?
(Ответы детей).
При проведении этого упражнения воспитатель опирается на знания детей о Казахстане, о родном городе или ауле, выдающихся общественных деятелях прошлого и настоящего, масте рах культуры, литературы и т.д. Ответы детей воспитатель сопровождает показом слайдов, картинок, Фотографий, порт ретов.
Разминка
Упражнение сопровождается движениями детей. Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
– Как вы думаете, почему журавль ответил: «Лучше нет род ного края!»?
(Рассуждения детей).
– А мне очень нравится природа нашего родного края. Летом степи Казахстана чем-то похожи на море: волнами стелется ко выль, а весной тут много алых маков, вся степь алая-алая, ка жется, будто заря сошла на землю. Вершины гор покрыты сне гом. Когда же восходит солнце, горы преображаются.
Поэтому в народе говорят: «Лучше нет родного края!» Обобщение
– Спасибо вам, дети, за ваши рассказы, ответы. Спасибо за то, что вы знаете имена великих людей нашей страны.
Домашнее задание
— Подумайте, кем бы вы хотели стать, когда вырастите. Нарисуйте в альбоме.
Дополнительный материал к занятию
Игра «Умники и умницы»
Под веселую казахскую музыку дети двигаются. На сигнал «Стоп!» музыка затихает, дети останавливаются.
Ведущий надевает кому-либо из детей шапку умника – бумажный колпак с надписью «Умник» или «Умница» и спраши вает: «Как называется страна, в которой мы живем?» Ребенок должен быстро ответить.
Правильно и быстро ответивший ребенок получает «фла жок». Вопросы: Как называется столица Казахстана? Как назы вается город (поселок, аул) в котором ты живешь? Кого назы вают казахстанцами? На каком языке говорят казахстанцы? Сколько языков учишь ты? Скажи слово «Родина» на казахском языке. Какие города Казахстана ты знаешь? Что такое Байко нур? В каком городе находится каток Медео? И т.д.
Г. Цыферов «Что у нас во дворе»
ЧТО У НАС ВО ДВОРЕ? Наш дом. Он большой. Белый- белый, а крыша у него розовая. На крыше – антенны телевизо- как мачты на корабле. А в праздник – на доме флажки и благи. И тогда дом совсем похож на пароход. Такой красивый пароход я видел на картинке.
ЧТО У НАС ВО ДВОРЕ? Мухомор-великан над песочницей. У него красивая шляпа, на шляпе – пуговки белые. Хорошо в дождь сидеть под ним. Только грустно. В дождь все растет, даже палочки. Недавно посадил я тополиную палочку, и она выросла. А гриб, он тоже деревянный, но совсем не растет. Очень жалко.
ЧТО У НАС ВО ДВОРЕ? Дерево. Зовут его тополь. Если ветер, тополь смеется:
-У-у-у..
Если дождь, – плачет:
-Кап-кап…
А весной с тополиных ветвей пух летит. И говорят, говорят люди — к нам тополиная зима явилась!
ЧТО У НАС ВО ДВОРЕ? Качели. И мы по очереди качаемся – кто выше! А вчера к качелям подошел какой-то дедушка, «неужели он тоже будет качаться?!» А дедушка вдруг стал к чему- то прислушиваться. «Интересно, что он слушает?» А дедушка нам говорит:
– Я моряк, вот и слушаю: качели скрипят, точно корабель ные снасти.
Теперь я тоже часто слушаю, как скрипят качели. Послушаю, послушаю, закрою глаза и синие море вижу. Там я еще никогда не был.
ЧТО У НАС ВО ДВОРЕ? Клумба. А на ней цветы, цветы, цветы… Большие цветы золотой головой качают. А маленькие
просто лепестками машут, будто бабочки. А однажды я и вправ ду решил, что это бабочки. Поймал. Смотрю, а у них зеленые
ножки в земл