Цель занятия: формировать умение наблюдать за природой, чувствовать и различать ее краски и оттенки; развивать познава тельный интерес к природе родного края; воспитывать чувство гордости и восхищения природой родного края.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, чтение произведения, практическая работа, игра.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, сухие листья, аудиозаписи «Звуки природы» и «Времена года» П И. Чайковского, кисточки, краски, бумага для рисования, видеоролик фильма «Мгновения».
Круг радости
— Я – Принцесса Кисточка. (Принцессу Кисточку можно сдечать в виде героини настольного театра, или эту роль исполняет воспитатель)
Мне очень нравится жить в стране, имя которой – Казахстан. Я побывала во многих странах и государствах мира. Но Ка захстан мне особенно дорог. Потому что это очень красивая страна. Здесь есть белоснежные горы, голубые реки и моря, зо лотистые степи, сказочные пустыни и зеленые-зеленые леса! Я так люблю раскрашивать все это!
Это мой родной край, моя страна, моя родная природа! Как я радуюсь всем краскам природы, которые вижу вокруг! Посмотрите, какая красота за окном!
Спасибо, матушка – Земля,
Что восхищаешь нас всегда Природы чудной красотой Зимою, летом, осенью, весной!
Помечтаем
Принцесса Кисточка предлагает детям посмотреть фраг мент фильма «Мгновения» или видеоролики по 30 сек., где в
кратких зарисовках представлена природа Казахстана в разное время года.
– Какая картина природы родного края понравилась вам больше всего?
(Рассуждения детей).
– Чтобы раскрасить все вокруг, мне нужны краски, но в каждое время года каких-то красок нужно больше.
Уже весна. Подскажите мне, пожалуйста, какие краски мне понадобятся?
– А летом? Осенью? Зимой?
(Ответы детей).
Разминка
– А теперь, ребята, представьте, что каждый из вас превра тился в легкий красивый листок какого-нибудь деревца. И мы
все вместе, одновременно и плавно, закружились в красивом и веселом танце.
Звучит музыка. Дети танцуют.
Почитаем
С. Мауленов. «Маленький художник»
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, чтобы луч ше представить описанную в стихотворении картину.
Слив и яблок полон сад, И, вздымаясь ввысь и ввысь,
Каждый плод ласкает взгляд, Горы с солнышком сошлись,
Горы снежные курятся, И в его чудесном свете
Сверху вниз потоки мчатся, Трав пылает многоцветье.
У диковинной скалы Щедрый мир плодов, растений,
Бродят дикие козлы, Каждый лучик и цветок
Бьются острыми рогами, Рисовал, не зная лени,
С камня прыгают на камень, Мальчик, ростом с ноготок.
– какое название можно придумать для картины маленького
художника? (Ответы детей).
Порисуем
-Сегодня мы будем рисовать любимую природу. Я принесла волшебные кисти и краски. Это краски нашей родной при-
роды. Кисти и краски начинают рисовать только тогда, когда зазвучит музыка. Хотите стать волшебными художниками?
Волшебной кисточкой взмахну –
В художников вас превращу.
Звучит музыка П.И. Чайковского. Дети рисуют. После окончания работы воспитатель организует выстав ку. Дети по желанию рассказывают о своих рисунках.
Обобщаем
– Какая замечательная выставка получилась у нас! Я думаю,
что каждый, кто увидит ваши рисунки, восхитится красотой при
роды Казахстана и обязательно захочет приехать к нам в гости.
Круг «От сердца к сердцу»
Возьмите свои рисунки и встаньте в круг «От сердца к
сердцу». Покажите друг другу свои рисунки.
Сегодня рисовали не кисточки, сегодня рисовали ваши
сердца! Красота природы так волнует и радует сердце каждого
из нас!
Чувствуете, как радостно оно бьется! Спасибо моему сердечку,
Что любит оно лес и речку,
И солнце любит, и луну,
Все что природой я зову!
Домашнее задание
– Вы, конечно, знаете, как поет петушок, шипит змея и ква кает лягушка? Все это — звуки природы.
Раскрасьте в альбоме дорожку лабиринта. Каждая часть до рожки имеет свой цвет (смотрите на цифры: 1 – желтый, 2 – си ний, 3 – розовый, 4 – красный, 5 – голубой, 6 – зеленый, 7 – оранжевый). Если вам встретилось животное – попробуйте про изнести звуки, которые оно издает.
Пройдет лабиринт тот, кто ни разу не ошибется. Интересно играть вдвоем или втроем.
Дополнительный материал к занятию
Лика Разумова «Цветная природа»
Изучаю я цвета
Вместе с бабушкой с утра.
Белый цвет живёт в ромашке, Любит папину рубашку,
Спит в снегу, сугробах, льдах,
А резвится в облаках.
Синий цвет гуляет в море,
С васильками дружит в поле, Умывается росой,
В кране булькает с водой.
Цвет зелёный спит в листве, Кувыркается в траве,
На капусте веселится,
Крокодилов не боится.
Красный цвет сидит в клубнике, Загорает в землянике,
Греет бок свой на костре,
Красит щёчки детворе.
А.Н. Модзалевский «Времена года»
Как вернется к нам весна, Чем подарит нас она?
– Цветами, цветами, цветами.
Ну, а летнею порой
Чем богаты мы с тобой?:
Хлебами, хлебами, хлебами.
Лето быстро пролетит, –
Чем же осень наградит?
Плодами, плодами, плодами.
Вот зима катит как раз,
Чем она засыплет она нас?
– Снегами, снегами, снегами.
Маричевы Александр, Татьяна
Земля огромна наша – морей и рек не счесть, Озёрная прохлада и степь с пустыней есть,
А горы с облаками играют в хоровод,
Вершины их под снегом – зимой и круглый год.
Растёт здесь много разных деревьев и цветов,
Есть множество животных и птичий перезвон. Всего у нас в достатке — куда ни посмотри,
И океан простёрся с зари и до зари.
Восходит солнце с Тихого и самого большого, Заходит оно вечером за водами другого.
Прекрасна вся Планета, родной любимый Дом, Заботиться мы будем, когда все подрастём.
Мы будем украшать его прекрасными садами, Зелёными лужайками и травными лугами,
Не будем засорять его и портить колорит,
Вернём родному Дому мы первозданный вид