Цель занятия: стимулировать и развивать познавательный интерес к миру природы; пробудить у детей эмоциональный от клик на красоту природы родного края; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, игра, практическая работа, чтение произведения.
Ресурсы: хрестоматия, аудиозапись «Звуки природы», ви деоролики о природе Казахстана, «медальоны» с картинками природы, разные комнатные растения.
Круг единства с природой
Воспитатель обращает внимание детей на новые цветы в кабинете самопознания.
Пройдемся радостно по кругу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку. Мы то мгновенье не забудем,
Почувствуем любовь и красоту!
Побеседуем
Воспитатель предлагает посмотреть видеоролики или рас смотреть пейзажи с изображением природы Казахстана. Звучат звуки ‘природы.
– Что запомнилось вам из фильма?
А что вам нравится в природе нашего края? (Рассуждения детей).
Отгадаем
– Думаю, что вы знаете природу, и предлагаю вам отгадать
загадки о природе:
– Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба).
Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня! (Крапива).
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза).
Летом в пруду и в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка
– это, конечно,.. .(Лягушка).
Побеседуем
– Мы живем в Казахстане. У нас богатая, разнообразная при рода: есть и степи, и моря, и леса, и пастбища, и горы, и реки. На
казахстанских просторах много солнца, обитают разнообразные звери, птицы. Я тоже, как и вы, люблю природу родной земли.
Знаете, про человека говорят, что он – «дитя природы».
– Как вы думаете, почему так говорят?
(Размышления детей).
Поиграем
Разминка «Цветок»
Воспитатель предлагает проиграть разминку с движениями.
Спал цветок волшебным сном,
Был закрытым.
Но потом
Показался лепесток,
А за ним его дружок.
Вот и третий не проспал,
И четвертый не отстал.
Вот и пятый лепесток.
Вот раскрылся весь цветок!
Почитаем
В. Сухомлинский. «Цветок и снег» (чтение с инсцениров кой) :
Первый раз воспитатель читает рассказ полностью. Затем предлагает детям представить себя в образе веточки и поста раться изобразить пантомимой то, что «чувствовала» веточка.
Это было зимой. Вера каталась на санках. Возвращаясь до мой, она нашла возле куста сирени сломленную веточку.
Вера взяла веточку, принесла домой. Налила в кувшин воды, поставила в него ветку сирени.
Через несколько дней распустились почки, появились зеле ные листочки.
Однажды Вера посмотрела на зеленую веточку и всплеснула руками от радости. Между листочками зацвел фиолетовый цветок.
Девочка поставила кувшин с зеленой веточкой на окно. Ей показалось, что веточка со страхом смотрит на снежный ковер.
Вера внимательно – внимательно посмотрела на цветок, а потом сказала: «Не грусти, веточка, скоро весна».
Побеседуем
Воспитатель задает вопросы после проигрывания панто мимы.
– Что вы почувствовали, когда представляли себя сломанной
веточкой?
А когда на веточке распустились цветочки? Какие чувства испытывала веточка, когда ее поставили на окно? Что почувствовала веточка, когда Вера сказала ей: «Не гру сти, скоро весна»?
(Рассуждения детей).
– Иногда мы не замечаем тех, кто меньше нас: букашку, тра винку, листочек, паучка. И, бывает, нечаянно наносим им вред,
обижаем. А ведь это все – живой мир матушки-природы. Поста раемся быть внимательными и заботливыми к ней.
Поиграем
Блиц – КВН «У природы нет плохой погоды»
– Дети, а вы знаете, что природа выражает к нам свое отно шение погодой? Что такое погода?
Ребята, подумайте, у природы может быть плохая погода? (Рассуждения детей).
– Я предлагаю вам поиграть в быстрый КВН.
Задание такое: каждая команда из трех человек будет гово рить о том, что самая хорошая погода – это когда, например, Светит солнце, потому что… Идет дождь, потому что
Идет снег, потому что _______________
Тает снег, потому что
За победу в конкурсе каждая команда получает «медальон». “о каждом «медальоне» изображена предметная картинка на
тему природы. Например, кузнечик, муравей, оса, рыбка, тра винка и т.д.
Обобщаем
— Посмотрите, что нарисовано на ваших «медальонах»? Это ваши друзья, потому что человек может быть другом и кузнечику, и рыбке, и травинке.
Возьмите друг друга крепко за руки. Чувствуете, как прият но быть вместе? Вот и в нашей природе все взаимосвязано, всем хорошо друг с другом, все нужны друг другу.
Круг «От сердца к сердцу»
— Все в природе красиво по-своему. Давайте скажем:
Заискрилось солнышко
И высохли слезинки,
Разноцветной радугой
Все вспыхнуло вокруг.
Самое хорошее,
Что есть в огромном мире, –
Природа – наш настоящий, верный друг.
Домашнее задание
— Вы любите гулять? А рисовать? Давайте объединим эти два интересных занятия. В альбоме постарайтесь изобразить
красивый уголок природы. Вы справитесь, а поможет подсказка художника, который уже нарисовал половину картинки. Другую
– дорисуйте сами и все раскрасьте.
Дополнительный материал к занятию
Подвижные игры. Предложите детям изобразить разных животных Мы – большие киты. Плывем медленно, не торопим ся. Широко раскрываем рот, глотаем воду; выпускаем фонтан чики – фу-фу. Мы большие киты, мы добрые киты, никого не обижаем, никого не боимся. Вдруг на горизонте показался кито бойный корабль, нам нужно спрятаться. Мы набрали побольше воздуха и нырнули глубоко (присели).
Мы — лягушки. Сначала плаваем в воде, а потом выпрыгива ем на берег. Мы проголодались, поймаем комарика. А чтобы он
нас не заметил, замрем, не будем двигаться (приседаем и не дви гаемся), высунем язычок, которым и поймаем комара.
Мы’- стайка рыбок. Плывем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать большая щука. Вот она плывет к нам (воспитатель изображает щуку). Рыбки быстрень ко уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать
кого-нибудь.
А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке вышли на берег, отряхнули перышки, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Превращаемся в лебедей – лебеди любят плавать. Мы идем к озеру, машем крыльями и вытягиваем свои длинные шеи, кри чим по-лебединому: «кли-кли». Пришли к озеру, сложили кры лья, нырнули и поймали рыбку.
Мы – раки. Ползаем по дну и пятимся назад, шевелим клеш нями.
Мы – крабы. Вышли на берег моря погулять. Ходим по бере гу боком, переставляем клешни.
Превращаемся в улиток – высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по листу водного растения.