Занятие 21 ЧТО ТАКОЕ МИЛОСЕРДИЕ?

0
1856
биология

Цель занятия: формировать представление о милосердии как чувстве человека; развивать стремление быть милосердными; вос­ питывать умение сострадать, оказывать помощь, проявлять заботу.

Методы: беседа, объяснение, рассказ, инсценировка.

Ресурсы: хрестоматия, альбом, атрибуты для инсценировки, сюжетные картинки, аудиозапись с музыкальным материалом.

Круг приветствия

Игра-тренинг «Поздоровайся с другом»

Воспитатель просит детей встать парами по кругу, обра­зуя внешний и внутренний круги, и выполнить следующие дей­ ствия: «поздороваться» указательными пальцами, мизинцами.

Как идти к Полкану в гости? Бобик всхлипнул, загрустил, Белый свет ему не мил

– Что здесь делать, как тут быть, Что Полкану подарить?

С ним не раз делили ужин, С ним промеряли все лужи, Отбивались от котов…

Для него – на все готов.

Был с Полканом очень дружен, А теперь … ему не нужен?

– Что за друг? – скажет Полкан,
Ножку мне принес Вулкан,
Бублик притащил котлету,
Что подаришь ты? Конфету? –
Хвост опущен, уши виснут…

Но Полканом был он стиснут

В самых дружеских объятьях:

Как тебя увидеть рад я!

Поздравляй меня скорей,
Сразу стану я добрей.

– У..меня..отняли..кости… Просто так…без всякой злости…

Только где же твои гости?- Дорогой мой Бобик, друг!

Что с тобой случилось вдруг? Вовсе мне костей не жалко, Дорог ты мне без подарка.

Ты со мной всегда был дружен, Ты мне очень-очень нужен!

Мы не раз делили ужин,

Мы промеряли все лужи, Отбивались от котов…

Для тебя – на все готов!

В кресло лезь скорей, в качалку, Помнишь, как мы на рыбалку Вместе бегали на пруд?

Завтра снова нас зовут.

Хочешь суповую кость? Погрызи и успокойся,

О гостях не беспокойся.

Ты сегодня первый гость.

Инсценировка

Воспитатель предлагает детям представить и изобразить ситуацию: у старушки упала корзинка, и рассыпались фрукты и овощи, которые она несла домой из магазина. Мимо шли два мальчика. Один из них стал собирать рассыпанное и укладывать в корзинку, помогая старушке, а второй мальчик просто прошел мимо, даже не обратив внимания на то, что происходит вокруг. На роль старушки приглашается взрослый, а на роль маль­ чиков — двое детей. Сценка проигрывается, дети внимательно наблюдают, затем обсуждают.

Побеседуем

– Дети, как можно назвать поступок и действия мальчика,
который помог старушке?

(Рассуждения детей).

А как назвать поступок мальчика, который прошел мимо и не обратил внимания на старушку?

(Рассуждения детей).

– Ребята, а вы знаете или слышали такое слово – «милосер­ дие»?

Я произнесу это слово медленно. Какие два слова вы услышали? (Ответы детей).

Правильно. Милое сердце. Какие дела может совершать
милое сердце: добрые или злые?

(Рассуждения детей).

Разминка «Мы тоже можем так»

(Слова разминки сопровождаются движениями) Смотри скорей, который час-

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так!

Чтоб стать похожим на орла,

Петух расправил два крыла…

Мы тоже можем так.

Пастух в лесу трубит в рожок —

Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок…

Мы тоже можем так.

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг

На двух ногах, на двух ногах…

Мы тоже можем так!

Рассказ по сюжетным картинкам

– Сердце может быть добрым, отзывчивым, умеющим лю бить, а может быть равнодушным и жестоким, не чувствующим
сострадания и любви.

Предлагаю вам рассмотреть картинки и порассуждать о том, какое сердце у того или иного лесного жителя.

Однажды зайчик подвернул лапу. Доктор Айболит перевязал зайчишке лапу и отправил его в больницу. Зайчику несколько дней нельзя было прыгать и бегать. Все лесные звери-соседи уз­нали об этом, переживали и …

Дети рассматривают сюжетные картинки и составляют рассказ о том, кто как поступил по отношению к больному зайчику.

Дома у зайчика остались мама и папа, братишки и сестренки. Когда мама и папа зайчика ходили к нему больницу…

большая медведица сидела с маленькими зайчатами…

ежик приносил морковку и угощал малышей…

мудрая сова читала им сказки.

Только лисенок бегал по лесу веселый, радостный и, если его просили поиграть с малышами- зайчатами, всегда отвечал: «Не­когда мне! И вообще это не мое дело и не моя забота – с вашими зайчатами возиться!»

– Как можно назвать лисенка: милосердным или равнодушным?
Какое сердце оказалось у лисенка?

(Рассуждения детей).

У некоторых людей тоже бывает равнодушное сердце: они не хотят помогать тем, кто слабее, кто нуждается в заботе и утешении.

Наедине с собой

– Каждый человек может спросить себя: «Могу ли я быть милосердным и отзывчивым? Хочется ли мне быть таким?»

Если вам хочется, вы можете закрыть глаза, послушать му­зыку и подумать, готово ли ваше сердце быть отзывчивым, доб­рым, милосердным.

Звучит музыка.

Кто хочет поделиться своими мыслями?
(Рассуждения детей)

Обобщаем

– Мы сегодня познакомились с таким чувством человека, как
милосердие.

Я хочу узнать, как вы понимаете, что значит милосердный человек, что он стремится делать? (Рассуждения детей).

– Что такой человек стремится делать?

Быть милосердным – значит уметь прощать, забывать обиды, утешить обиженного, ободрять печального, произносить добрые слова, помогать слабым, больным и старым людям.

Меня радует, что вы растете неравнодушными людьми. Это очень хорошо. Не надо стесняться быть добрыми и милосердными.

Круг «От сердца к сердцу»

Возьмемся за руки и скажем:

Давайте прощаться, Друг другу желать Добрыми быть, Милосердными стать.

Домашнее задание

– Рассмотрите рисунки. Помогите ребятам найти тех, кто
нуждается в их помощи. Нарисуйте дорожку, по которой пойдут
помощники.

Дополнительный материал к занятию

Садовский Михаил «Доброе сердце»

– Ну, что ж сказала мама, -пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть! Найдётся супа ложка…

Я как-то в дом принёс щенка, Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка, Голодного беднягу.

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова:

– Ну, что ж, – она сказала, – пусть Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка…

Однажды я принёс ежа,

Ужа и черепаху,

И Заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама:

– Пусть живут

В квартире так чудесно,

А если потесниться, тут

И нам найдётся место!

Игра «Заблудившийся ребенок»

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зве­рем, каким он захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребе­ нок пошел с мамой в лес и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, а потом, усталый и перепутанный, сел под дерево и заплакал. Тут-то его и обнару­ жили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, по­строили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зве­ рином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой».

После рассказа воспитатель организует сюжетно-ролевую игру. Он напоминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать; помогает построить Дом из воображаемых веток и камней; сообщает о наступлении ночи и приходе утра и т.д. Игру можно повторять, при этом же­лательно на роль потерявшегося ребенка назначать «проблем­ ных» агрессивных или, наоборот, замкнутых детей.

поурочные планы для предшколы, Самопознание