Цель занятия: расширять представления о дружбе, друзьях; развивать умение оценивать свои поступки и поступки других; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим людям.
Методы: беседа, игра, упражнение, объяснение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, мяч, кегли, кубики (прямоугольники, квадратики).
Круг радости «Доверяем друг другу»
Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впе реди стоящих и идут по кругу с закрытыми глазами. Дружно все идем по кругу, И надеемся на друга.
Плечо другу подставляйте И друг другу доверяйте!
Побеседуем
– В одном детском саду Оля подошла к Майе и сказала: «Да вай с тобой дружить!»
Майя спросила: «Оля, а почему ты хочешь дружить со мной?»
– Как вы думаете, что ответила Оля?
Ребята, как вы думаете, с чего начинается дружба? (Рассуждения детей).
Блиц- игра «Да и нет»
Воспитатель бросает ребенку мяч со словами: Дружба начинается, если улыбнешься кому-то? Дружба начинается, если защищаешь кого-то? Дружба начинается, если рвешь яблоки из чужого сада с кем-то? Дружба начинается, если делишься игрушками с кем-то? Дружба начинается, если подставишь подножку кому-то? Дружба начинается, если помогаешь отремонтировать машинку?
Дружба начинается, если плюешься жвачкой?
Дружба начинается, если толкаешься?
Дружба начинается, если дерешься?
Дружба начинается, если обзываешься?
Дружба начинается, если говоришь вежливые слова?
И т. д.
Упражнение «Паровозик»
Дети делятся на «вагончики» и «паровозики» по следующему принципу.
В шкатулке или мешочке у воспитателя равное количество прямоугольников — «паровозиков» и такое же количество квад ратиков – «вагончиков». Детям предлагается взять по одной фигуре и разделиться на «паровозики» – вагончики» в зависимо сти от доставшейся фигуры. Причем «паровозик» становится позади «вагончика» и кладет руки ему на талию.
«Вагончик» чувствует поддержку друга. Главное условие — тот ребенок («вагончик»), который стоит впереди, закрывает глаза. А ребенок, который стоит позади («паровозик»), управляя первым, движется к цели. Ребенок, выполняющий роль «па ровозика», направляет «вагончик» движением руки на талии, подбадривает товарища словами.
Целью может быть место, обозначенное кубиком или дру гим предметом, а стартом — место, напротив, на расстоянии 4-5 метров.
На пути следования можно поставить препятствие (сту лья, кегли и т.д.).
Маршрут следования можно обозначить цветной нитью. Играют все дети, а затем меняются. Тот, кто был «вагончиком», становится «паровозом» и наоборот.
– Что вы чувствовали, когда были «паровозиками»?
Что чувствовали «вагончики»?
Хотелось вам – «вагончикам» – открыть глаза? Доверяли вы своему товарищу? Как вы думаете, что такое доверие? (Рассуждения детей).
Побеседуем
– Сережа обещал воспитательнице принести в детский сад интересную книгу, чтобы почитать ее всем ребятам, но забыл
про свое обещание. Утром он пришел в группу, подошел к сво ему другу Алику и сказал: «Если Галина Ивановна будет спра шивать, принес ли я книжку, я ей скажу, что я дал ее тебе посмотреть, а ты забыл книгу дома. Если ты так не сделаешь —
значит, ты мне не друг».
Согласился ли Алик поддержать своего друга?
(Рассуждения детей).
Можете вы назвать себя хорошим другом? Почему?
(Рассуждения детей).
Обобщаем
– Очень важно для каждого человека иметь друзей и уметь Дружить. Еще важнее научиться дорожить дружбой и быть хо рошим другом.
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель предлагает детям встать парами по кругу лицом друг к другу. Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний круг остается на месте. При этом пары меняются, и дети в каждой паре произносят, соединив ладони,: «Ты и я, мы – друзья!».
Домашнее задание
– Раскрась картинку, на которой нарисованы друзья.
Дополнительный материал к занятию Елена Шаповалова «Где мои друзья?»
Я готов дружить и в школе
За подсказку даже с Олей.
Если даст списать Оксана,
Обижать её не стану.
И, конечно, дам я сдачу
Если кто обидит Сашу,
И за это он легко,
Мне подарит эскимо.
Я хочу дружить со всеми
Только отвернулся Женя,
Паша, Саша и Володя
Без меня играют тоже.
Убегает от меня
Даже младшая сестра.
И обходят стороной
Все девчонки до одной.
Объясните почему
Я один сижу в углу?
Ведь дружить же я хочу.
Николай Варавин «О дружбе»
Бобик шел к Полкану в гости, Нес в подарок ему кости
У Полкана день рожденья,
Будет славным угощенье.